Рисунки, оставленные древними пиктами на камнях, могли быть средством коммуникации с другими народами. О чем же столько лет молчали мегалиты?
На пиктских камнях изображения менялись с течением времени: от традицион-ных узоров и фигур до христианских символов. Расшифровка знаков позволит иначе взглянуть на народ, который древние историки представляли разрисованными дикарями
Фото: Robert Harding Imagery World (Corbis/Fotosa.ru)
Есть этносы, особо любимые исследователями старины. Пикты, населявшие современную Шотландию, из их числа. Об их укладе, государственном устройстве, традициях известно лишь по свидетельствам современников. Единственная информация, которую дано узнать, если можно так выразиться, из первых рук, – рисунки, сделанные пиктами на камнях. До недавнего времени считалось, что они содержат некую примитивную информацию о жизни и быте – сродни пещерным рисункам, на которых изображались сцены охоты. Последние исследования британских ученых обещают перевернуть все с ног на голову, поскольку теперь доказывается, что рисунки пиктов – своего рода иероглифы, письменный язык, содержащий куда больше информации, чем принято было считать.
Код пиктов
Попытки изучить, привести в порядок и по возможности расшифровать рисунки пиктов предпринимались не раз. Примерно с середины XIX века это превратилось в своего рода хобби британской интеллигенции, да и небританской тоже. Некоторые эксперты с иронией называют это страстное желание разгадать загадку камней пиктоманией.
Первую серьезную классификацию предложили еще в 1903 году британцы Джей Роммили Аллен и Джозеф Андерсон – они поделили все камни по группам на дохристианский период (примерно с IV по VI век нашей эры) и христианский (VI-IX века), когда к традиционным узорам пиктов и изображениям животных добавилась христианская символика. Аллен и Андерсон, изучив найденные на тот момент камни, описали все встреченные на них символы. В течение прошлого века их число то пополнялось благодаря новым находкам, то уменьшалось за счет объединения в группы. В одном из последних исследований набралось 43 символа, которые повторяются с разной периодичностью. Причем некоторые из них объединены в повторяющиеся комбинации. Например, символы животных часто даются в парах, а иногда встречаются в сопровождении расчески и зеркала, изображенных на верхней части камня.
Авторы нынешнего исследования – специалисты из университета Эксетера во главе с профессором Робом Ли – пошли еще дальше. Они проанализировали символы и их сочетания на камнях с помощью особого математического метода, основанного на теореме американского математика Шеннона, которая позволяет описать максимально возможные кодирования без потерь. В подборку вошли: тексты на современном английском – от надписей на надгробиях объемом 35 слов до отрывков художественных текстов, доходивших до 10 000 слов, – иероглифическое письмо со стихами китайских поэтов, Декларация прав человека, переведенная на турецкий, корейский и другие языки. "Мы, конечно, включили в подборку и иероглифы Древнего Египта, – говорит профессор Роб Ли, – она по сути своей ближе к символике пиктов, чем та же латынь”.
В рисунках пиктов обнаружились все характеристики письменности, основанной на разговорном языке. То есть это письменность, выраженная в камне. Например, изображение наездников и охотничьих собак является, скорее всего, не просто зарисовкой охоты, а своеобразным руководством к действию, выраженным не при помощи букв, а при помощи рисунков. "О том, что у пиктов был свой разговорный язык, мы знаем из трудов средневековых авторов, – говорит Роб Ли, – некоторые топонимы в Шотландии имеют пиктские корни. Символы на камнях вполне могли быть попыткой пиктов общаться на письменном языке с кельтами или римлянами”. Увы, найти некую закономерность, которая позволила бы перевести язык символов на какой-либо из языков, взятых в подборку, пока не удалось, как и расшифровать значение каждого из символов. -”Прежде считалось, что мы имеем дело с языческой символикой, – продолжает Роб Ли. – Или же что это символы, означающие принадлежность к какому-либо конкретному роду. Но все оказалось не так просто”. По мнению исследователей, код пиктских камней гораздо сложнее и путанее, чем та же символическая азбука древних египтян. А значит, мы имеем дело с высокоразвитой цивилизацией, а не с агрессивными варварами.
Люди-дикари
История возникновения и исчезновения пиктов – тоже большая загадка. По одной из версий считается, что эта народность была разновидностью кельтов. Наиболее подробные данные о пиктах относятся к тому времени, когда на Британские острова пришли римские завоеватели. Агрессивное сопротивление со стороны одного из северных племен стало для них сюрпризом. Несмотря на то что римским войскам с помощью солидного подкрепления с материка все же удалось разбить пиктов и обезглавить их вождей, завоевать земли до конца римлянам так и не удалось. Хроника отношений Римской империи и маленького воинственного народа была зафиксирована в исторических материалах того времени. Античные писатели окрестили эти племена picti (дословно – "разрисованный”) из-за боевой раскраски, которой они украшали тело, и отметили, что пикты непохожи на остальных коренных обитателей Британских островов.
О быте и жизни пиктов известно немного. По тем крупицам информации, что имеются, они предстают достаточно отсталым народом. Пикты любили наносить татуировки, и наследование трона у них шло по женской линии. Римляне указывали на неразборчивость пиктов в половых связях. Однако не исключено, что северные племена элементарно могли стать жертвами пропаганды или же простого невежества. По мнению специалиста по истории пиктов Изабель Хендерсон, античные исследователи сами знали об этом народе очень мало, а передаваемая из уст в уста информация все больше обрастала легендами и небылицами. Этого хватило, чтобы к пиктам прилип ярлык настоящих дикарей. Дополнительным подтверждением тому стало то, что они не оставили после себя никаких археологических памятников вроде мегалитических строений, которые сооружали кельты. И несмотря на то что именно пикты сумели свободными пережить римское вторжение, их репутация отсталого народа сохраняется и по сей день. Таковыми пиктов считают даже их прямые потомки шотландцы.
Потомки скифов
Существует и альтернативная версия – по ней история пиктов началась гораздо раньше, чем упоминают античные авторы. Только творили ее разрисованные воины под другим именем. О том, что они не являются коренными жителями севера, в своих записках отмечал еще Юлий Цезарь. По мнению императора, пикты были прямыми потомками иберов – самых древних жителей Испании.
Среди письменных источников о пиктах есть записи Беды Достопочтенного, который в 731 году указал на то, что пикты были скифами, которые высадились на севере Ирландии и потребовали земель. Обитатели Ирландии отправили их на территорию Шотландии, дав им в жены ирландских женщин и поставив условие, что наследование будет передаваться по женской линии. Это объясняет и то, что разговорная речь пиктов не походила на другие языки, распространенные на Британских островах. Возможно, этим же объясняются и столь сложный шифр, который они применили в своих рисунках, и отсутствие каких-либо монументальных памятников. Скифы были кочевниками и, возможно, не рассчитывали надолго задерживаться на Британских островах. Со временем желание двигаться дальше пропало, а на смену войне пришли деловые отношения с соседями. Уже в VI веке пикты приняли христианство и со временем утратили свою самобытность, окончательно смешавшись со скоттами. Единст-венной их летописью стали написанный на латыни список пиктских королей в хронологическом порядке и, конечно, сотни камней с выгравированными рисунками. Однако расшифровать их удастся лишь с помощью специального словаря, каким для египетской письменности некогда стал Розеттский камень. Найдись такой дешифратор, весьма возможно, что загадочный народ, за которым закрепилась слава необразованных дикарей, предстанет в ином свете – со способностями и уровнем знаний, какие их современ-никам даже и не снились.
Максим Морозов
Мнения
Джеймс Фрейзер, главный лектор по истории ранней культуры и истории Шотландии Эдинбургского университета:
- Я бы не стал связывать с изображениями на камнях слишком большие ожидания. Возможно, мы имеем дело с пиктским аналогом рун, но не с алфавитом в современном понимании слова. На камни нанесено обычно два-три символа, и я сомневаюсь, что можно многое выразить с помощью трех букв.
Екатерина Дэвлет, доктор исторических наук, ученый секретарь Института археологии РАН:
- Пиктограммы ищут по всему свету и якобы находят, но стройной системы из этих знаков не выявляется. К тому же наличие пиктограмм вовсе не признак обязательной сложности изображения или показатель культурного развития этноса. Система кодирования может быть абсолютно разной. Вероятно, это одна из мотивированных интерпретаций, но для любых ранних изображений существуют десятки интерпретаций их как простейшей знаковой системы.
Ирина Аржанцева, кандидат исторических наук, заведующая Центром евразийской археологии Института этнологии и антропологии РАН:
- Существуют разные подходы к дешифровке изображений. Так что ничего сумасшедшего в этой гипотезе я не вижу, она вполне разумна и имеет право на существование.
Дмитрий Серков, Анастасия Резниченко
http://www.itogi.ru