В знаменитой битве у Чувашского мыса на реке Иртыш горстка казаков, возглавляемая Ермаком Тимофеевичем, наголову разгромила многотысячное полчище сибирского хана Кучума. Как такое могло произойти? Этот вопрос до сих пор не дает покоя историкам.
Тучи над Русью
В 1582 году уральские промышленники Строгановы пригласили донского казака Ермака и его товарищей для защиты своих владений от набегов сибирских татар. Ясно, что они знали, кого приглашать. Ермак оказался человеком весьма предприимчивым и за дело взялся энергично. Не желая отсиживаться в приграничных крепостях, он решил совершить рейд в тыл врага с нанесением ударов по его укрепленным пунктам.
Согласно исследованиям историка Р.Г. Скрынникова, в сибирский поход с атаманом отправились 540 человек. Это были испытанные в битвах, закаленные бойцы, соблюдавшие железную дисциплину. Поход начался в конце лета 1582 года и проходил в основном по сибирским рекам. Казаки плыли в больших лодках – стругах. Сталкиваясь с неприятелем, они бросали весла и открывали огонь из пищалей. Разрозненные и малочисленные отряды татар отступали; казаки брали одно селение за другим.
Хан Кучум поначалу не придал большого значения этой вылазке – ему было не до казаков. Он готовился к грандиозному предприятию, которое должно было прославить его имя в веках. Решив использовать ослабление Русского государства, вызванное длительной Ливонской войной, опричниной и разорительным правлением Ивана Грозного, подстрекаемый турецким султаном и астраханским и крымским ханами Кучум вознамерился совершить поход на запад. Со всех концов своего государства он стягивал войска к столице – городу Кашлыку. Дружины приходили из подвластного ему Ногайского ханства, от ханов Бухары, Хивы, Самарканда, от мансийских, хантских и других западносибирских князьков. Из Поволжья и Прикаспийских степей прибыла огромная масса наемников. За несколько лет до описываемых событий Кучум посылал гонцов в Астрахань и в Крым с просьбой прислать ему пищалей и пушек. Все это было доставлено ему в большом количестве. К осени 1582 года у него было не только многочисленное, но и хорошо вооруженное войско.
Кучум собирался выступить в поход зимой. В планах его был переход Урала, соединение с войсками астраханского хана и взятие Казани. Турция требовала от Кучума идти на Москву и сжечь ее, что он, видимо, также намеревался сделать, двигаясь, как в свое время Батый, по замерзшим рекам.
Схватка в излучине Иртыша
И тут, когда все было готово к выступлению, приходит известие о казацком отряде. Кучум был уверен, что казаки скоро повернут назад. Не будет же эта горстка безумцев соваться в пасть ко льву! Однако те упорно продолжали двигаться к его столице, пользуясь тем, что из-за предстоящего похода на Казань окраинные территории ханства остались почти без военной защиты. Тогда Кучум, понимая, что выступать в поход, оставив казаков у себя в тылу, слишком рискованно, решил сразу разделаться с ними. Причем разделаться одним «хлопком», как с докучливой мухой.
Кучум приготовился к бою
На рассвете 26 октября 1582 года у Чувашского мыса, где стояло войско Кучума, появились казацкие струги. Началась битва, определившая весь дальнейший ход истории Сибири.
Историки до сих пор не пришли к единодушию по вопросу о численности кучумова войска. Установлено лишь, что собственная дружина Кучума насчитывала 10 тысяч бойцов. Но это было его постоянное войско, ханская гвардия. Помимо нее, в лагере скопилось множество вассальных и союзных войск. Некоторые дореволюционные историки называли общую цифру – 100 тысяч человек, другие полагали, что войско, с которым Кучум собирался выступить в поход на Русь, достигало 150 тысяч. Все побережье Иртыша у Чувашского мыса было уставлено шатрами, кибитками и повозками, горели тысячи костров. Кучум, поджидая Ермака, основательно подготовился к бою. Пушки – лучшие по тому времени, сделанные в Италии и Германии – были установлены на горе. Войску был дан приказ быть готовым вступить в схватку в любую минуту.
Паника в стане татар
Странные события начинают разворачиваться в лагере Кучума еще до подхода казаков. Среди ночи хан со своими приближенными и военачальниками вдруг бежит с поля грядущей битвы, шатер его валится. Паника передается войскам. Когда появляются казаки, в лагере татар уже царит переполох. Единственным, кто не потерял голову в начавшейся неразберихе, был племян- никхана Маметкул. Ему удалось собрать свою конницу и обрушиться на казаков, высадившихся на берег. Но те удар татарской конницы встретили саблями, копьями и бердышами. Когда конница отхлынула, передние линии казаков присели, открыв зону обстрела для пищальников. Выстрелы из десятков пищалей прозвучали одновременно, проредив татарские ряды. Маметкул снова устремляется на штурм, и снова его опрокидывают. Наконец конница обращается в бегство. Теперь уже в беспорядке бежит все кучумово войско.
Собственно битва у Чувашского мыса состояла только из одного этого столкновения казаков с конницей Маметкула. Основная часть татарского войска в бой практически не вступала. Пушки за всю битву не сделали ни одного выстрела. Ермак и его дружина в тот же день вошли в столицу Сибирского ханства – город Кашлык, брошенный Кучумом на произвол судьбы.
Пока только вопросы…
Вопросов по поводу этой битвы возникает множество, и главный из них – как пять сотен бойцов могли разгромить многотысячное войско? Как вообще могла состояться подобная битва? Ее исход настолько нелеп и невообразим, что учителям советских школ приходилось объяснять его крайней отсталостью сибирских народов, которые якобы воевали только луками и копьями. Дескать, при первых же звуках пищальных выстрелов они, как папуасы тихоокеанских островов во времена капитана Кука, кидали свои копья и в ужасе распластывались на земле.Казаки были прекрасно осведомлены о численности неприятеля, его вооружении и дислокации. Население земель, мимо которых они проплывали, тяготилось ханскими поборами и пришельцев встречало весьма дружелюбно. Сведения о кучумовом войске поступали к Ермаку со всех сторон. Другие на месте казаков, зная о многократном превосходстве противника, давно повернули бы вспять или хотя бы всерьез призадумались. Но они упорно двигались навстречу решающей битве. Почему? Что вселило в них такую веру в успех? И что произошло в лагере Кучума за несколько часов до их прибытия?
Ермака вела вера в пророчество
Сообщения современников о битве у Чувашского мыса крайне скудны и содержат упоминания о событиях совершенно необыкновенных. Серьезные историки не склонны придавать сведениям о чудесах большого значения, но разгром кучумовых полчищ горсткой казаков объясняют крайне невнятно. Лишь немногие исследователи готовы признать, что вход битвы, возможно, действительно вмешались некие таинственные силы.
Согласно позднейшим свидетельствам. Ермак начинал свой поход, получив пророчество о том, что ему суждено покорить Сибирь. Атаман был настолько уверен в нем, что заразил своей уверенностью дружину и купцов Строгановых, снабдивших его оружием и деньгами.
Однако пророчество пророчеством, а сила, которая противостояла Ермаку,
была такая, что по мере приближения к месту решающей битвы далеко не каждый боец в его отряде оставался таким же непоколебимым в вере в победу, как атаман. А накануне битвы у Чувашского мыса, видимо, даже самые стойкие должны были дрогнуть. Для поддержания боевого духа в стане казаков требовалось знамение, чудо, которое подтвердило бы покровительство им высших сил.
И такое чудо произошло.
«Светящиеся воины»
Перед битвой казаки остановились на ночлег на берегу Иртыша. Как передает старинный источник, в эту ночь Ермаку и его товарищам явился архангел Михаил в блеске лучей. Архангел вначале был летящей звездой, но, спустившись на землю, превратился в светящегося воина. Атаман воспринял это как знак свыше. Он приказал дружине немедленно подниматься и плыть навстречу кучумову войску.
В эти же самые часы таинственные сущности объявились и в лагере Кучума. Только в отличие от казаков они посеяли среди татар сильнейший страх и панику. Все без исключения источники рассказывают, что перед Кучумом предстали светящиеся воины, а в его шатре заполыхало пламя, которое чудесным образом ничего не сожгло, так что все ханское имущество впоследствии в целости досталось казакам. Незнакомцы казались столь страшны, что объятые ужасом Кучум и его приближенные бежали, бросив и ценности, и оружие. Глядя на своих начальников, побежало и войско. А вскоре явились казаки. Но до них, по-видимому, уже никому, кроме Маметкула, не было никакого дела.
Ангелы и демоны
Многовековой человеческий опыт знает немало примеров, когда потусторонние силы вмешивались в жизнь людей. Но в ночь перед битвой на Чувашском мысу эти силы повернули само колесо истории.
Упоминание о звезде, спустившейся с неба, говорит вроде бы в пользу уфологической версии. Пришельцы (если это действительно были они) одинаково «отметились» и в лагере Ермака, и в лагере Кучума. Только восприняли их в разных лагерях по-разному. В одном – как ангелов, в другом – как исчадья ада. Возможно, тут сыграло роль пророчество, которое получил Ермак. Верившие в него казаки уже ждали знамения свыше и были готовы в отличие от татар воспринять появление «светящихся людей» как добрый знак. Оттого и ринулись они к лагерю Кучума без промедления, оказавшись там в самое подходящее время.
Автор: И.Волознев