Приходилось ли вам когда-либо наблюдать феномен "дырявых облаков” (hole-punch clouds)? Как выяснили сотрудники Национального центра атмосферных исследований США, это вовсе не явление природы. "Дыры в небе”, чреватые атмосферными осадками, проделывают самолеты с турбовинтовыми или реактивными двигателями, набирая или сбрасывая высоту.
В тот момент, когда самолет "разрезает” облако, в котором имеются переохлажденные водяные капли, он нарушает его структуру. Это и приводит к выпадению узких полос осадков в близлежащей области. В результате в облаках среднего яруса остаются отверстия необычной формы (hole-punch clouds), которые уже давно привлекают внимание наблюдателей.
"Осадки, вызванные самолетами, особенно распространены на Тихоокеанском Северо-Западе (район на северо-западе США) и в западной Европе. Потому что там нередко формируются облака, содержащие переохлажденные капли. Они-то прежде всего и способствуют появлению "дырявых” облаков, ведь их температура достигает минус 15 градусов по Цельсию.
При прохождении самолета сквозь облако в потоке воздуха за его турбинами и крыльями капли замерзают и падают на землю” — объясняет загадочное явление научный сотрудник Национального центра атмосферных исследований США и исследователь "дырявых” облаков Эндрю Хеймсфилд.
Хеймсфилд совместно с Патриком Кеннеди — инженером радиолокационной станции, зафиксировали это необычное явление, изучив записи с видеокамер, которыми оснащен каждый самолет. В результате им удалось обнаружить просвет в сплошной высококучевой облачности и снежный шквал, который движется к земле, тем самым заставляя облако "расступиться”. Координаты "дыр” в облаках совпадали с траекторией маршрутов коммерческих самолетов в этом регионе.
Тогда Хеймсфилд и предположил, что самолет мог каким-то образом вызвать кристаллизацию и выпадение снега, оставляя "тоннель” в облаке позади себя.
Последующее изучение записей Федерального управления гражданской авиации (FAA) показало, что в районе появления "дыры” действительно пролетали два самолета. Снежинки начали падать примерно через пять минут после того, как второй самолет прошел сквозь облако. Осадки в течение 45 минут сформировали пласт снега шириной около четырех километров и длиной около 32 км, а толщина снежного покрова составила пять сантиметров.
Анализ данных бортовых спектрометров показал, что снежинки в пределах этой полосы отличаются по своей структуре и могли образоваться в процессе переохлаждения воды.
Если в облаках содержатся переохлажденные капли воды, значит турбина самолета, летящего сквозь эти облака, способна распространять их на большую площадь, что инициирует понижение температуры и кристаллизацию капель. Тот же самый эффект может наблюдаться позади крыла реактивного самолета при температурах около минус 20 градусов по Цельсию.
Исследователи пришли к заключению, что кристаллизация влаги, вызванная самолетами, — довольно частое явление, которое и является причиной появления "дырявых” облаков. Оно далеко не всегда может быть зафиксировано наземными, воздушными или же космическими средствами наблюдения.
Так, Хеймсфилд и его коллеги сначала вовсе не заметили ничего необычного, когда над ними пролетел самолет и "продырявил” облако. По словам Хеймсфилда, то, что данные, свидетельствующие о существовании столь интересного явления, попали к ним с радиолокационной станции, — чистое везение.
pravda.ru