Столичный трафик — один из самых опасных в мире. Статистика ДТП растёт, прямо как цены в автошколах. Пять лет назад учёба обошлась бы в 3000 рублей за теорию, 200 — за полтора часа практики. Цены этого года: 15 000 — теория, 500 — урок вождения. Странно, требования усложняются, а результата всё нет.
Жаркий полдень, автоплощадка на окраине Москвы, десяток автомобилей на ней: объезжают стойки, взбираются на эстакаду. У фонарей, пытаясь спрятаться в тенях столбов, девушки обсуждают тех, кто сейчас отправился сдавать автодром — пятёрку упражнений практического экзамена ГАИ.
Теоретический тест содержит в себе вопросы о правилах дорожного движения, различные ситуационные вопросы, а также вопросы об устройстве автомобиля. В общей сложности — 30 штук. Если вы провалите экзамен, то у вас будет ещё неделя на подготовку, а потом пересдача. Попыток три. Если после первого занятия в автошколе прошёл год, а теория всё никак не даётся, придётся проходить весь курс снова. Так что лучше не затягивать.
Кто же не любит быстрой езды!
Одна за другой барышни (среди двух десятков сдающих лишь один представитель сильного пола) сбивают стойку при подъёме на эстакаду и не справляются с параллельной парковкой.
— Ну ты посмотри на неё, ещё бы она сдала. Таким вообще надо запретить водить!
— Боже, как представлю, что вот «это» будет парковаться рядом со мной... Надо её запомнить в лицо и на дороге держаться подальше.
Гаишник называет очередную фамилию, и из-за столба выходит она. Классическая блондинка. Девушки возле меня обмениваются скептическими улыбками и со смешком наблюдают, как дива усаживается в «восьмёрку». Однако же все пять пунктов экзаменационной программы у блондинки выходят безукоризненно. На другом конце площадки её ожидает мужчина в «Лексусе», и вдвоём они уезжают коротать часы до экзамена в городе. Наверное, есть мороженое. И всё это, конечно, немая сцена для девушек, что стоят возле меня.
Мы с ними никогда не узнаем, была ли эта блондинка крутым водителем или всё же здесь не обошлось без капиталовложений в систему Государственной автомобильной инспекции. Зато при некоторой наблюдательности каждый мог заметить такую особенность: то один, то другой гаишник, сидящий на пассажирском сиденье возле экзаменуемого, закрывал рот кулаком, будто продолжительно зевал, или просто говорил что-то рулящему змейку сдающему.
Дело в том, что рулить сам во время экзамена гаишник не может. Хотя иногда отлично регулирует скорость педалью тормоза и переключает передачи, если ему оплачены эти услуги.
Каково же это, купить права?
Некоторые недобропорядочные граждане просто покупают заветную бумажку, о них мы речь не поведём. Самый нелёгкий выбор встаёт перед тем, кто отправился в школу учиться и, дойдя до финала, не может решить, хороший он водитель… или нехороший.
Но и тут всё не так просто: покупать водительские права можно по частям.
Теоретический экзамен представляет собой двадцать вопросов на знание правил дорожного движения. Правила можно выучить, билеты — зазубрить и справиться с компьютерным тестом на ура, а можно отвечать наобум, зная, что на выходе из класса тебе в любом случае скажут «зачёт» (200 долларов).
Площадка — это пять упражнений, с которыми никак не справиться без определённых навыков. Для практики можно сто раз заехать в гараж-бокс и проехать между четырьмя наполненными водой бутылками, в которые вставлены ветки (традиционный домашний вариант замены экзаменационных стоек), а хитростям типа «когда третья палочка будет на уровне ручки задней дверки, полностью руль направо!» обучит инструктор. Облегчённый вариант — слушаться гаишника, принимающего экзамен (200 долларов).
Город — это двадцатиминутная езда по маршруту с самыми настоящими дорогами, перекрёстками и светофорами. Тут два пути: можно изучить знаки и повороты на данной территории или предоставить все действия знающему человеку (250 долларов).
Как сдавать
Однако ничто не мешает будущему водителю сдать на права самостоятельно: это обойдётся гораздо дешевле, а честно заработанной ламинированной корочки не придётся стесняться. Единственное неизвестное в этом уравнении: сколько раз придётся пересдавать.
Если проявить любознательность и принять вид социолога, выяснится, что сдавших на права в первопрестольной можно разделить на три группы.
Первая: сдавшие с первого раза.
Обычно это водители с некоторым стажем или просто сознательные граждане, грамотно занимавшиеся с автоинструктором. На вопрос, как вам удалось самим сдать с первого раза, разводят руками и спрашивают, что за идиоты не могут сдать сами.
Типичный представитель — тот самый единственный молодой человек на автоплощадке. Рулит на отцовской машине в деревне с восьми лет. На следующий день после экзамена просто сядет за руль и поедет на работу.
Вторая группа: сдавшие не с первого раза.
Утверждают, что на седьмой пересдаче «зачёт» ставят всем. Пересдают из экономии или потому, что честные.
Рядом со мной на площадке стояла девушка, сдававшая в пятый раз. Она знала, что на эстакаде затормозить надо, когда дальний забор будет на одном уровне с бордюром. Отец уже обещал дать ей нужную сумму, но она пересдаёт из принципа, потому что всё умеет, но почему-то не получается.
Третья группа: сдавшие за деньги.
Среди них есть как те, кто таким образом экономит свои время и нервы, оплачивая гарантию от пересдач, так и остальные, кто водить умеет... не слишком хорошо.
Положительный пример типичного представителя — бизнес-леди с тремя мобильными телефонами. Занимается с частным инструктором после работы, а вот этот день — единственный свободный в ближайшие месяцы, который она может потратить на экзамен.
Отдельный межвидовый класс, обнаружившийся в интернете: те, кто без проблем сдал самостоятельно, но всё же предпочёл заплатить гарантию от завала. Как это работает, точно не ясно, но явно указывает на тонкую душевную организацию сдававшего.
Самое грустное, что не только очень занятые и очень бестолковые будущие водители предпочитают сдать экзамен за деньги — к этому подталкивает сама система. Диагноз «купленные права» отнюдь не во всех случаях означает, что скоро на дороги города выедет автомобилист-убийца. Скорее всего, будущий убийца полностью разочарован в своих водительских способностях и завтра положит глянцевую бумажку на полку. Или отправится на поиски правильного инструктора.
Инструктор и антиинструктор
Хитрость заключается в том, что практические занятия действительно учат выполнять разворот в ограниченном пространстве и выворачивать руль за три с половиной секунды, только вот отлично делать это ученик может исключительно на машине инструктора. Доказательство тому — полные слёз глаза подруги, которая после пяти месяцев катания на пятнадцатой модели инструкторских «Жигулей» чувствовала себя Шумахером, но заглохла на перекрёстке в маленьком «Пежо».
По уровню доходности места у дорогих коттеджных посёлков ничуть не уступают центру Москвы. Чего не скажешь о «дотационных» регионах России, где 300—500 рублей — это «большие» деньги, которые есть в кармане далеко не у каждого нарушителя. Однако в любом случае отнюдь не все «подати» остаются в распоряжении дорожных полицейских. Около 20—25% от этой суммы инспектор должен отдать начальству, 5—6% — дежурному, распределяющему наряды, и ещё 5% достанутся выпускающему на воротах. Остальное оседает в кармане «доблестного» защитника правопорядка.
Сколько зарабатывает гаишник
Отнюдь не каждая автошкола предоставляет возможность сдавать экзамен в ГАИ на том же автомобиле, на котором проходило обучение.
Самих школ подготовки водителей класса В в Москве предостаточно, среди них есть две очень хорошие и дорогие и одна, о наплевательском отношении к ученикам в которой ходят легенды, найти их названия с лёгкостью поможет поисковик. Репутация заведений укрепляется, обрастает отзывами и ссылками, но одна тема всё ещё не раскрыта в онлайн-обсуждениях: кто и как учит вождению?
Особенный человек — автоинструктор, знаток человеческих душ, он находит правильный подход к каждому ученику. Он знает, в какой момент сказать о том, сколько стоит новая коробка передач, которую вам придётся купить, если вы ещё раз так затормозите. Он не раз повторит, что с вашими талантами вы будете ходить к нему учиться ещё полгода, и думать о том, чтобы сдать без посторонней помощи, вам не приходится. Инструктор может разрушить уверенность в себе, а может подгадать с днём вашего экзамена в ГАИ так, чтобы вы сдавали на его автомобиле, или вдруг оказаться сопровождающим инструктором на экзамене в городе. А может взаправду научить водить.
То, с каким преподавателем вождения вас сведёт судьба, не зависит от автошколы — тут можно полагаться только на рекомендации и свою интуицию. Занятия с частным инструктором будут стоить дороже, чем покупка прав, но если вы хотите влиться в московский трафик, встреча с ним, правильным инструктором, — очень полезное дело.
А покупать права или сдавать самостоятельно — это личный вопрос. Мало кто хочет признаваться, каким именно образом заполучил заветную бумажку — их нельзя осудить, ведь это последнее, что имеет значение, когда стоишь в пробке на Тверской.
***
Я села за руль здоровенного «Хьюндая», пристегнулась, завела двигатель, потянулась к ручке коробки передач, но сопровождающий инструктор перехватил мою руку: «Что вы, это я сам! Вообще ничего не трогайте. Расслабьтесь. Если что нужно будет, я скажу. Какая же у вас сумочка красивая! Видите рычажок слева от руля? Пальчиком надавите на него вниз. Умница!»
Принимающий экзамен гаишник с заднего сиденья попросил включить ему радио «Дача» и запел дуэтом с Юрием Шатуновым. Водитель, легко крутя баранку одной рукой, пошутил о погоде и предложил мне всегда ходить с двумя косичками. К концу двадцати минут самого приятного вождения в моей жизни мы доехали до метро, причём инспектор ГАИ выскочил из салона и открыл мне дверь. Конечно, я редко общаюсь с инспекторами ГАИ, но кто бы мог подумать, что они так любезны! Напоследок мне пожелали всевозможных успехов, поздравили с успешной сдачей экзамена и помахали рукой.
Какой сервис, надо же. Чёрт возьми, пожалуй, это стоило 250 долларов.
* стоимость на сезон весна-лето-2010 в Москве
Источник: Частный Корреспондент