В XIX веке человечество сделало такой качественный прорыв во всех областях, что стало испытывать непреодолимое презрение к жителям прошедших эпох. Отношение среднестатистического хомосапиенса XIX века ко всему предшествующему сводилось, по сути, к двум чувствам: снисхождение или отторжение. Именно тогда появились некие "бульварные” клише, которыми мы пользуемся до сих пор. Это касается и "грязных предков”. Дело в том, что авторы XIX столетия часто оперировали непроверенными данными: в позапрошлом веке в свет вышло громадное количество псевдо-дневников Марии-Антуанетты, несуществующих писем мадам Дюбарри и скабрезных стишков королевы Марго, которые та не писала…
С течением времени, одни борзописцы старательно переписывали у других, а третьи – писали лживые книжонки. Типичный пример – книга Э.Фукса "Галантный век”, в которой тавро "урод моральный” было проставлено на всех правящих монархов XVII – XVIII столетия.
Теперь уже мало, кто помнит ту английскую карикатуру XVIII столетия, направленную против высоких причёсок. На карикатуре изображена дама с такой громадной куафюрой, что в ней спокойно разместились мыши и птицы. Но в XIX веке ловкие мозгомойцы превратили причёску -Теремок во… "вшивый домик”. Из насмешки над величиной произросла насмешка над… грязью. И теперь даже вполне академические издания из года в год трындят о мышах в голове принцессы де Ламбаль.
Что в реале?
В XIX столетии человек, действительно, принялся активно и очень часто мыться. (Особенно это было заметно в Англии). Причиной этому была не особая страсть к "мылу душистому и полотенцу пушистому”, а…экология. Именно тогда в Европе старательно задымили заводы и фабрики, загудели паровозики и запыхтели пароходики. Мир постепенно погружался в дымы и вонь, порождаемые цивилизацией. Выделительная система человека принялась работать с большей нагрузкой, нежели в "экологически чистом” XVIII столетии.
Если в эпоху Наполеона женщина мыла волосы один раз в месяц, то на исходе XIX века – уже раз в неделю. Но эта самая женщина "века пара и железа” не задумывалась о том, что её прапрабабушка попросту не нуждалась в подобном моционе! Со временем экология портилась ещё больше. В рацион человека всё больше входили "добавки” и "заменители”. С возникновением синтетики возникла потребность в…дезодоранте. Современный человек, упакованный в "химию”, питающийся модифицированной соей + E-232 (бывшее мясо) и вдыхающий всю таблицу Менделеева, действительно, постоянно грязный. Кстати ещё во времена СССР, когда мы не стояли в бесчисленных пробках и кушали нормальных кур, мы не мыли волосы каждый день…
Почему большинству людей приятно сознавать, что они чище Людовика XIV?
Потому что они – не Людовик XIV, разумеется. А, скажем, бетонщик Филимонов. Ему приятно прочесть, что даже короли XVII века мылись раз в год и срали на пол. Потому что он, бетонщик Филимонов, моется каждый вечер и срёт на пол только "по пьяни” или на спор. Обывателю (в плохом смысле этого слова) спокойнее живётся, когда он знает, что кто-то "высокий” был не лучше него самого.
Ну, ладно, это всё лирика.
Начнём с истории мыловарения…
Легенда гласит, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Таким образом изобретение мыла приписывается именно римлянам.
О мыловарении упоминает также римский писатель и ученый Плиний Старший в своем основном трактате «Естественная история» в тридцати семи томах. Данный источник представляет собой энциклопедию естественных знаний античности, и упоминание в нем мыловарения однозначно говорит о том, что к тому времени его продукт стал неотъемлемой частью жизни римского населения.
Начиная с IX века н.э., основным поставщиком мыла в Европе стал Марсель. Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании.
Одним "наследников” мыловаренных традиций южной Франции сейчас является компания L`Occitane. К примеру, у них есть мыло, изготовленное по средневековым рецептам. Если Вы докажете, что в Средние Века люди не мылись и всё это – враньё, Вы сможете сказочно разбогатеть. Как? Да очень просто – посудитесь с компанией L`Occitane на предмет того, что они вводят народ в заблуждение.
В XV веке в Италии, в Севоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение его из разряда ремесленного производства в мануфактурное.
Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла – льняное, хлопковое.
История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта. Ширилось число мелких мыловаренных мастерских, тем более что Россия располагала всеми необходимыми для этого ресурсами, и в первую очередь древесиной, так как в основе поташа лежала именно зола.
И вот тут возникает закономерный вопрос: какого рожна это мыло производилось, если народы Европы тонули в грязи и чесались, не хуже дворняжек?! Производство ради производства – процесс, несомненно, захватывающий, но не настолько прибыльный, чтобы им так страдать в эпоху развитого феодализма.
Статья об истории мыловарения
Нельзя, разумеется, отрицать тот факт, что религиозные фанатики и особо суровые граждане считали омовение – отвратительным удовольствием и предпочитали не мыться. Важно и то, что мнение о гигиене у представителей правящих классов и низов "третьего сословия” было диаметрально противоположным. Мыло всё равно являлось относительно дорогим удовольствием, а дрова в Европе дорожали год от года. Следовательно, принятие ванны было занятием, скорее, барским, нежели общенародным. Правда, в XVII веке в Англии уже вовсю топили дешёвым углём, что послужило развитию гигиены в отдельно взятой стране.
Вообще Англия была одной из самых "помытых” стран XVII – XVIII вв. Интересный факт: герцог Девонширский завёл себе мраморную ванну с горячей водой, которая подавалась из "крана”. Говорят, все ломились к нему, как на экскурсию… (Взято из книги ‘1700 Scenes from London Life’ автора Maureen Waller).
Статья об уходе за своей внешностью и гигиене в Средние Века
Выдержка: "Ванны в Средние века пользовались большой популярностью. В некоторых средневековых замках можно встретить не только ванные комнаты, но также систему слива и подачи воды. Не редки были умывальники в виде каменных чаш, встроенных в стену, в такие чаши вода подавалась из озера или из реки, что рядом с замком. Примеры замков с умывальниками — Goodrich и Conisbrough в Англии”.
Общественная мыльня (типа, баня) в Средние Века.
Эпоха Ренессанса. Мытьё – это не только вода, но и музыка, и еда. Комплексное удовольствие.
В эпоху Ренессанса, например, люди не только мылись, но и …позировали художнику в ванной. Вероятно, они предвидели, что их суровые потомки будут думать о них всякие гадости. Но ничего не помогло, всё равно думают. Жила-была Диана де Пуатье, любовница короля Генриха II. Диана любила мыться, и чтобы все узнали об этом, позвала художника Франсуа Клуэ:
В те времена (и до XIX века) ванну прокладывали простынёй. На заднем плане – служанка, таскающая воду.
Другая любовница другого Генриха – Габриэль д` Эстре тоже любила мыться. Так любила, что даже заказала себе портрет, аналогичный вышеозначенному. Однако Габриэль, в отличие от Дианы не любила мыться в одиночестве и приобщала к сему полезному занятию разных людей. Можете сколько угодно говорить, что на картинах – чистой воды разврат. Я, конечно, не специалист, но развратничать можно и в другом месте, к тому же вода (при разврате) обладает свойством смешно и неприлично хлюпать…
Габриэль д` Эстре со своей сестрицей.
На этом портрете неизвестной дамы неизвестного художника (так называемой школы Фонтенбло) нас интересует не сама красавица, а её служанка, драющая ванну
Ещё один странный миф.
Кто из нас не читал о том, что духи и благовония использовались немытыми и вонючими дамами, чтобы отбить отвратительный запах немытого тела? Пардон, а для кого они это делали? Если все – вонючие, то никто и не чувствует вони. Не верите? Заверните на вокзал – там всегда есть бомжи. Для вас они будут пахнуть, как сточная канава, меж тем друг для друга они – вполне приятные и адекватно пахнущие собутыльники…
На картине французского художника Ж.-Б. Патера, которая так и называется "Принятие ванны” мы видим, сколько нужно было усилий, чтобы помыть даму перед сном. Судя по всему, толстая красавица вылезает из ванны: одна служанка её держит, две других – приготовили полотенца… Сам себе это вряд ли устроишь…
Это не диванчик, это тоже ванна (если посмотреть, где лежат дамские туфельки, можно увидеть характерный для всех ванночек низ). В XVIII веке иногда мылись в специальной рубахе. В ней же и купались в речке. В одной из книг я прочитала интресное объяснение: дама надевала рубашку, если хотела в процессе мытья принять гостя. На гравюре М.Моро – младшего ("Дама, принимающая ванну”) как раз именно такой случай – камеристка принесла письмо от визитёра.
Король – Чистюля.
Самым большим чистюлей Галантного Века был прусский король Фридрих-Вильгельм I. Он мылся каждый день, а руки драил бессчётное число раз. Об этих милых странностях повествует в своих Мемуарах его дочь – Вильгельмина Байрёйтская. От короля, членов Фамилии и придворных постоянно пахло мылом, причём самым дешёвым и противным, ибо духов и благовоний Величество не признавало, а к дорогому мылу относилось тоже подозрительно. Испытывая неприязнь к таким "друзьям человека”, как вши, король заставлял своих солдат и офицеров бриться под "нуль” и носить парики (во французской армии допускались причёски из собственных волос). Своего сына – будущего Фридриха Великого – король заставил обриться тоже (не взирая на протест). Так и ходил Фридрих Великий, как в той скинхэдовской песне "Я – бритый и злой, не встречайся со мной” (с)…
Сама же Вильгельмина тоже осталась верна семейным традициям: она в своих оценках людей не забывала упомянуть, кто был грязный и вонючий. Например, когда её брату, кронпринцу Фридриху привезли невесту, прусские принцессы были неприятно потрясены, что она дурно пахнет (то есть пахнет не мылом).
Теперь немного о сантехнике.
Есть сведения, что… Биде появилось во времена эпохи Возрождения. Небольшая ванночка, суженная посередине, устанавливалась в деревянный каркас на четырех ножках, а вода поливалась из кувшина. В начале XVIII века во Франции ванночки делали из металла, а подставки под них из орехового дерева. Позже изящные фарфоровые или серебряные ванночки помещались на подставки из экзотических пород дерева. Законодателем моды в этом вопросе оставался французский королевский двор. Например, биде маркизы де Помпадур было сделано из наборного дерева с инкрустациями и позолоченными бронзовыми фитюльками.
Основой основ был Мойдодыр, то есть умывальник, кувшин и таз. Вся эта "музыка” находилась в так называемой туалетной комнате, которая предназначалась для приведения в порядок внешнего вида. Как известно, Екатерина Вторая приехала из Фатерлянда почти раздетая и очень голодная. Но при ней был медный кувшин для мытья: бедная девочка не знала, что в России есть бани и первой, кто будет приучать немецкую принцессу к парилке, будет сама императрица Елизавета.
Вопрос к любителям "грязного прошлого”: зачем Екатерина везла с собой кувшин:
1. В качестве холодного оружия.
2. Чтобы в него кричать: "Оээээууу!!” для получения смешного эхо.
3. Чтобы "толкнуть” его в качестве цветмета.
Вы мне можете возразить: но эти же сведения могут тоже противоречить истине? Могут. А почему я должна верить другим? Все источники равноценны.