Грааль у де Труа – золотой, усыпанный
драгоценными каменьями сосуд, сияющий столь ослепительно, что пламя
свечей меркнет рядом с ним. Он служит хранилищем для священной облатки
с гостией, которой подкрепляет свои силы отец «короля-рыболова» и
хранитель Грааля.
В более древних европейских легендах
повествуется о том, что Грааль – это священная чаша с божественной
кровью. (История ее происхождения излагается Роббером де Бороном).
Вырезанная из цельного изумруда чаша, из которой Спаситель дал испить
ученикам во время Тайной вечери, со словами «сие есть кровь Моя», после
ареста Иисуса была вначале передана Пилату, а позже наполнена кровью
распятого Иисуса Христа и сохранена Иосифом Аримафейским.
Французский ученый Р. Генон обращает
внимание на то обстоятельство, что в иероглифах древних египтян
изображение вещи обычно соответствует обозначающему ее слову. Тогда как
сердце представлено символически – в виде чаши. Позднее, на заре
библейской истории, праотец Авраам получает посвящение от
первосвященника Мелхиседека, который причащает его хлебом и вином в
чаше. Все это и натолкнуло ученого на мысль о чаше Грааля, ставшей
символом сердца Христова.
Согласно евангельскому тексту, член
синедриона Иосиф Аримафейский снял тело Спасителя с креста и похоронил
его в могиле-усыпальнице, приготовленной им для себя самого неподалеку
от Голгофы. Робер дополняет это подробностями из «Никодимова
Евангелия». Согласно ему, Иосиф служил римскому наместнику, и потому
ему не отказали в просьбе снять мертвое тело, а заодно и отдали
найденный сосуд. Когда Иосиф с помощью Никодима снял тело, из раны,
нанесенной копьем центуриона меж ребер Спасителя, снова потекла кровь,
и ее собрали в сосуд.
После воскресения Господня иудеи
обвинили его в тайном похищении тела распятого Иисуса и бросили в
темницу. Туда и пришел воскресший Иисус, благословил Иосифа, вернул ему
сосуд с драгоценной кровью, назвав его «потиром причастия» и наказав
блюсти «душеспасительный обряд». Только после разрушения Иерусалима
римлянами Иосифа выпускают из темницы: все эти годы он провел без еды и
питья, чудесно питаемый Граалем.
После освобождения из темницы Иосиф собирает вокруг себя общину, и все вместе они отправляются в дальние края.
По сообщениям церковных источников,
Иосиф Аримафейский прибыл к южному берегу Франции в 35 г. от Р. Х.
Затем пересек Галлию, перебрался через пролив и высадился в Англии, где
поселился в Гластонбери и основал монастырь. В нем и сохранялась
легенда о принесенном Иосифом чудесном сосуде и созданном для него
знаменитом Круглом столе, который стал прообразом Круглого стола короля
Артура.
В Гластонбери по велению Божию Иосиф
сооружает стол Грааля, в центре его помещает сосуд с драгоценной
кровью, рядом кладет рыбу, предназначение которой вызывать в мыслях
присутствующих образ Христа.
Интересно описание Бороном
установленного Иосифом обряда служения Граалю, явно ведущего начало от
раннехристианских времен. Двенадцать избранных занимают место за
столом, причем одно, находящееся между Иосифом и его преемником
Хеброном, остается незанятым: оно как бы указывает на место Иуды. Голос
свыше повелевает никому не занимать этого места, покуда не появится
тот, кому суждено стать преемником-хранителем Грааля. Робер де Борон
рисует, как при виде Грааля чистые сердцем испытывают радость и
блаженство, а сердца нечестивых остаются пустыми и те, устыдившись,
уходят прочь. Так, в стороне от основного русла церковной жизни,
сохранялось другое направление, чем-то напоминавшее традиции ессейских
братств. Священную трапезу евхаристии, где происходит вкушение хлеба и
вина, знаменующих тело и кровь Спасителя, здесь заменяет трапеза
духовная – созерцание реликвии, несущей свет и насыщающей светом тех,
кто способен и достоин его воспринять.
В этом смысле становится понятен образ чаши.
Слова Иисуса Христа: «Да минует Меня
чаша сия!», – являют нам символическое понимание образа чаши как
вместилища жизни, судьбы. Эта символическая чаша изображается на
иконах, где Иоанн Креститель держит в руках потир – чашу причастия – с
младенцем Иисусом. Есть и композиции, где в центре – чаша с младенцем
Иисусом.
В кельтских преданиях Ирландии и Уэльса
также фигурировали волшебные котлы, хранители изобилия; возможно, они
повлияли на образ Грааля в виде кубка или чаши. У верховного бога
ирландцев Дагда имелся котел, в котором готовилась пища только для
героев. Из сваренных в котле богини Керидвен трав получался напиток
мудрости и поэзии.
Хотя сказание о Граале зиждется на
христианских реликвиях, официальная церковь никогда его не признавала,
в какой-то мере считая ересью и связывая с язычеством.
На южнобережье Франции на протяжении
многих столетий бытовала легенда о том, что Грааль привезли в Марсель
Мария Магдалина, ее сестра Марфа, брат Лазарь и Дионисий Ареопагит.
Местные жители почитали Марию Магдалину как близкого и преданного друга
Иисуса, жену-мироносицу, первой увидевшей Христа после воскрешения. Они
считали ее основательницей истинного христианства и «матерью Грааля»,
который, как рассказывается в старинном предании, до своей смерти она
прятала в пещере.
О том, что сталось с Марией Магдалиной после вознесения Учителя, существуют две версии – греческая и латинская.
Согласно греческим авторам VII в.,
вместе с апостолом Иоанном и Богоматерью она поселилась в Эфесе, где
скончалась и была погребена. В 869 г. византийский император Лев
Философ повелел перенести тело Марии Магдалины из Эфеса в
Константинополь, в церковь св. Лазаря. В 1216 г. крестоносцы,
разграбившие Константинополь, захватили останки и привезли папе Гонорию
III, который распорядился поместить их в Латеранском соборе под алтарем
в честь святой.
По другой – латинской – версии Мария
Магдалина вместе с Лазарем и сестрой Марфой, спасаясь от преследований,
добралась морем на юг Франции, в Прованс, где путешественники
высадились между Марселем и Нимом. Мария поселилась в «гроте уединения»
среди скалистых обрывистых утесов, неподалеку от селения Сент-Бом –
«Святое Благоухание», названного так в честь благовоний, которыми Мария
Магдалина помазала ноги Христа. Здесь она проповедовала учение Иисуса
Христа и скончалась в 63 г. Похоронили Марию Магдалину в аббатстве
Сект-Максимин, расположенном милях в тридцати от Марселя.
В XIII в. ее гробница была вскрыта, и в
ней обнаружен алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови,
которая в Страстную пятницу становилась жидкой. По всей видимости, это
и был тот самый, упоминающийся в Евангелии, сосуд с благовониями,
которыми Мэрия Магдалина помазала ноги Иисуса, прежде чем отереть их
своими волосами.
Останки
были перенесены в город Везеле, а на месте нового захоронения
воздвигнут огромный собор в ее честь. В 1267 г. король Людовик Святой
присутствовал при перенесении святых останков из одной раки в другую,
более богатую. А позже, во времена Великой французской революции, они
были варварски уничтожены.
Предание это на юге Франции носило
устойчивый характер. В музее Клюни хранится картина XV столетия,
которую приписывают королю Рене из Прованса (ему вообще приписывают
немало живописных произведений) – «Святая Мария Магдалина проповедует
Слово Божие в Марселе».
В XIII в. многие предания о святой Марии Магдалине нашли отражение в
знаменитой «Золотой Легенде» – житиях святых, собранных генуэзским
архиепископом Джакопо де Вораджини – и изданных сначала на латинском, а
позднее на французском языках.
Как и ранние христианские авторы, он
отождествляет Марию Магдалину отнюдь не с евангельской блудницей, а с
Марией из Вифании, сестрой Лазаря, воскрешенного Иисусом. В «Золотой
Легенде» говорится, что Лазарь него сестры Мария и Марфа были царского
рода и владели домами в Иерусалиме, Зифании и Магдале. «После
Вознесения Господня, – пишет Вораджини, – «верные ему подверглись
жестокому преследованию, и иудеи, желая отделаться от Лазаря, его
сестер и многочисленных христиан, посадили их на судно без руля и
парусов; но, ведомые ангелом по воле Божией, они причалили в Марселе».
В другом месте уточняется, что на судне вместе с сестрами Марией и
Марфой и братом Лазарем находились также Иосиф Аримафейский, которому
было разрешено взять тело Иисуса после снятия с креста, Иаков, брат
Господень (Иаков Компостельский), и Максимин.
Интересно, что это морское путешествие
изображено и среди других сцен из жизни любимой ученицы Иисуса елевой
части алтаря южногерманского города Тифенброн.
Так, казалось бы, разные истории Иосифа Аримафейского и Марии Магдалины смыкаются в единую.
В честь святой Марии Магдалины,
почитаемой как просветительница Галлии и Франкии, в разных областях
южной Франции еще в раннем средневековье было возведено множество
храмов и часовен. Величественная базилика, заложенная в 1096 г. в
Везелэ, в историю вошла также призывом аббата Бернарда Клервосского ко
второму крестовому походу. Именно здесь в 1146 г. он обратился к королю
Людовику VII, королеве Элеоноре Аквитанской, рыцарям и народу, призывая
двинуться на восток и защитить христианские реликвии.
Особенно широкое распространение культ
Марии Магдалины получил в городке Ренн-ле-Шато – в провинции Лангедок,
где построенный в ее честь большой храм был расписан замечательными
фресками о житии святой. В преданиях Лангедока Марин Магдалина
упоминается как «владычица вод» и «Мария на море». Согласно некоторым
представлениям, она также являлась земным воплощением Софии Премудрости.
И все же образ Марии Магдалины остается
наиболее загадочным образом Нового Завета. Деяния ее после казни и
вознесения Иисуса окружены многими умолчаниями, а значение в
распространении христианского учения явно принижено. Разумеется, в
Евангелиях рассказывается о женщинах, восприявших слово Иисуса Христа.
Но тень тысячелетнего культа великого женского божества и ее
служительниц, как бы ложилась и на первых христианок. Суровым аскетам,
а позднее и Ватикану это не нравилось, даже представлялось опасным. И
если в апокрифических сочинениях роль женщины в раннехристианском мире
предстает все же более значимой, то суровая чистка, произведенная
католической церковью, всячески ее принижала. Раннехристианская церковь
упорно боролась с поклонением Великой богине – матери всего сущего, и в
ожесточенности этой борьбы берет начало новая эпоха дискриминации
женщин – и в лице Марии Магдалины в том числе.
Но так случилось, что именно здесь, на
юге Франции, другая женщина – Эсклармонда де Фуа – более тысячи лет
спустя после смерти Марии Магдалины стала хранительницей Грааля,
сберегшей его священную тайну от злых глаз.
Земли Лангедока и Прованса еще и в VIII
в. были привержены не только библейским и раннехристианским традициям,
но и древним верованиям кельтского мира. Неслучайно здесь берет начало
культ Прекрасной дамы, «Судов Любви» и т.п.
В этом уголке романского мира, под
защитой отважных, гордых и великодушных вестготских баронов, царила
блестящая культура, свободная от нетерпимости, хранившая связи с
античностью и местным друидическим язычеством, терпимо относившаяся к
иным верам – иудаизму и мусульманству. Здесь дольше, чем где бы то ни
было, сохранялись течения ранней христианской мудрости, носители
которой, называвшие себя «добрыми христианами» или «добрыми людьми»,
отличались необычайно строгим образом жизни. Но господствующей церковью
они считались еретиками. Здесь, во Франции, они получили от своих
противников название катаров или альбигойцев по имени главного города
Лангедока – Альби.
Наряду с византийским православием и
романским католичеством, это была третья область, область народных
ересей, вышедших с востока. В этой среде распространялись и сохранялись
апокрифы, «отреченные» книги и многое, что официальная церковь обрекла
на уничтожение.
Катары называли свое сообщество
«Церковь Любви» и Духа Святого, в честь которого отмечали Манизолу, или
Праздник Утешителя, помимо Рождества, Пасхи и Троицы, считавшимся
главным праздником. Суть его разъясняется теми строками Евангелия, где
Иисус обещает ученикам, что будет просить Отца Своего послать им
другого заступника (по-гречески Параклет, Дух-Утешитель, Дух Святой).
Считалось, что катары являются
хранителями священных сокровищ, связанных с великими знаниями
древности, – скрижалей Откровения и раннехристианских рукописей. В Риме
предполагали, что они хранятся в Лангедоке, как и та часть сокровищ
Иерусалимского храма, среди которой был «стол (алтарь) Соломона».
Местные предания гласят, что он был скрыт в пещере. Не о нем ли
повествует Эшенбах в своем романе о святом Граале?
Там и по сей день есть обычай
Алтарь священный открывать.
Внутри него (ты должен знать)
Стоит сокровище…
О сокровищах Иерусалимского храма было
известно следующее: в 70 г. они были доставлены в Рим, а после того как
король вестготов Аларих в 410 г, захватил Вечный город, большую часть
утвари Соломонова храма перевезли в Византию. Часть же – отправлена в
Каркассон, одну из лучших крепостей Лангедока.
В 1209-1229 гг. римская церковь
предприняла крестовые походы против альбигойцев Южной Франции. Римская
церковь, в стремлении подчинить своей власти не только тела, но и души,
не могла допустить, чтобы на юге Франции, в Провансе и Лангедоке,
существовала свободная и блестящая культура, не признававшая власти
Рима. Войны эти оставили груды пепла и праха. Цветущий край Прованса
был разорен, население истреблено с особой жестокостью. Мученичество
катарских общин, их героическое сопротивление Риму, самопожертвование
во имя свободы и Духа не были напрасными.
Двадцать лет шла война против
альбигойцев, последним прибежищем которых стал замок Монсепор, где,
согласно преданиям, и хранился священный Грааль. Замок и его
окрестности принадлежали Эсклармонде де Фуа – вполне историческому
лицу, знатной даме, имевшей высокий сан, посвященной и возглавившей
сопротивление врагу до конца. Предание называет ее хранительницей
Грааля; имя ее окружено легендами. Одну из них со слов пастуха-горца
пересказал Отто Ран в книге «Крестовый поход против Грааля». Но
священный Грааль предстает в ней уже не в образе чаши, хранимой Марией
Магдалиной, а в виде драгоценного камня, выпавшего из короны Люцифера,
когда падший ангел был повержен с небес на землю.
«Когда стены Монсепора еще стояли,
катары охраняли священный Грааль. Но Монсепор был в опасности. Рати
Люцифера уже расположились под его стенами. Им нужен был Грааль, чтобы
снова заключить его в корону их властелина. Эсклармонда, хранительница
Грааля, бросила драгоценную реликвию в недра горы. Гора снова
сомкнулась, и так Грааль был спасен. Когда дьяволы ворвались в замок,
то поняли, что опоздали. В гневе они предали опию всех Чистых (катаров)
неподалеку от скал, на которых стоял замок, на поле костров…». Не
погибла лишь Эсклармонда. Надежно спрятав Грааль, она поднялась на
вершину горы, превратилась в белую голубку и полетела в горы.
Но ни сокровища катаров, ни священный
Грааль крестоносцы так и не нашли. И вполне возможно, они до сих пор
находятся в Лангедоке. Некоторые следы их, в том числе и открытия XIX
в., ведут в Ренн-ле-Шато, где священный Грааль почитался особо.
Завеса, скрывающая это духовное
сокровище, становится немного прозрачнее лишь в XII – начале XIII
столетия, когда Кретьен де Труа, Робер де Борон и Вольфрам фон Эшенбах
стали включать предания о Граале в произведения Артурова цикла. Долгое
время легенды о Граале, короле Артуре и рыцарях Круглого стола
существовали раздельно. Соединение же их произошло не стихийно, а под
незримым руководством посвященных, для которых было привычно скрывать
под покровом народных легенд высокий духовный смысл. Это был лучший
способ вывести его из-под бдительного ока церкви, а позже и инквизиции,
а также обеспечить долгую жизнь святым тайнам.