На горе Фавор, что невдалеке от Назарета, свершилось чудо: Иисус, такой же человек, как мы с вами, стал излучать слепящий свет, проявив тем самым свою Божественную сущность. Этот записанный в Евангелиях сюжет известен как Преображение Господне и повторён в миллионах фресок и икон во всём христианском мире.
И только в болгарском селе Добырско на стене церкви святых Фёдора Тирона и Фёдора Стратилата преображённый Иисус показан на фоне ярко-красной ракеты.
Треугольник с заострёнными книзу то ли соплами,
то ли языками пламени похож на ракету
В другом «Преображении» – фреске из Боянской церкви святого Николая Чудотворца в южном предместье Софии – Христос изображён в серебристом овале с двойными контурами. Сходство овала с НЛО усиливают восемь прямых, заострённых на концах лучей, бьющих во все стороны. Причём один из лучей так мощно поражает святого Иакова, что тот упал, закрыв глаза руками. Мы знаем из текстов Евангелий, что свидетели сцены Преображения были поражены ослепительным сиянием, исходящим от Иисуса.
«Преображение» в селе Добырско написано в 1614 г., но документальные источники уверяют, что первую церковь на этом месте воздвигли ещё в XI веке. Боянский «НЛО» написан мастером Василием в середине XIII столетия.
Неужели болгарские художники знали об Иисусе что-то, не дошедшее до нас в канонических евангельских текстах и множестве других церковных изображений?
Ракета или дисколёт?
Своим мнением по поводу космической трактовки сцены Преображения с «АиФ» поделился профессор истории Божидар ДИМИТРОВ, много лет проработавший директором Национального исторического музея Болгарии, а с прошлого года занявший пост министра диаспоры в болгарском правительстве:
- Если на фреске в селе Добырско мы видим классическую ракету, то в Боянской церкви изображён НЛО овальной формы, о каких часто рассказывают очевидцы, встречавшие подобные аппараты. Признаться, это странное расхождение: уж если Иисус прилетал на Землю из космоса, а после своего учительства, ареста и распятия улетел обратно, логично предположить, что он пользовался более совершенным типом летательного аппарата, чем классическая ракета. И если уж средневековые художники показали нам Иисуса-пришельца, почему они в двух случаях изобразили различные «транспортные средства»? Ответа на этот вопрос я пока не нахожу.
Впрочем, «Преображение» – не единственное живописное свидетельство космической версии происхождения Христа. В тех же церквах сохранились фрески, изображающие Вознесение. В обоих случаях Иисус помещён в правильную сферу, которую поддерживают ангелы. Что это – спускаемый модуль или индивидуальное средство передвижения в околоземном пространстве?
- Ангелы, подпирающие сферу с двух сторон, как-то неестественно выгнули спины. Эти нелепые позы ангелов ничем невозможно объяснить, – обратила моё внимание на интересную деталь Детелина МЛАДЕНОВА, искусствовед, работающая в Боянской церкви.
Да, с точки зрения иконографии объяснить нечем. Но, по мнению профессора Димитрова, эти странные изгибы как раз и потребовались художнику для того, чтобы подчеркнуть телесность, объёмную материальность шара, в котором заключена фигура Христа. Специально для того, чтобы зритель не подумал: сфера – некая условность. Да нет же, вовсе не условность! Особенно с учётом того, что все другие фрески в той же Боянской церкви на редкость реалистичны.
- Наша церковь, – не без гордости сообщила Детелина, – памятник, охраняемый ЮНЕСКО и один из самых посещаемых в Болгарии. Мастер Василий на восемь лет предвосхитил достижения Джотто, итальянского художника Раннего Возрождения, впервые в европейском искусстве применившего законы перспективы и объёмного изображения тел.
Ангелы внизу неестественно выгнули спины
Воздушные бои НЛО
Почему же столь странные фрески (а подобных в церкви села Добырско ещё две – «Сошествие во ад», где Иисус помещён в красный овал, и «Успение Богородицы», где он спустился в аппарате ромбической формы) встречаются только в Болгарии?
- Ну, во-первых, не только в Болгарии, – уточняет профессор Божидар Димитров, – на фресках в соборе Дечанского монастыря в Косове святые летают в овальных аппаратах с соплами и вылетающим из них пламенем. Эти фрески показал в своём знаменитом фильме «Воспоминание о будущем» исследователь развитой цивилизации древности Эрик фон Деникен. В первые века распространения христианства болгары заселяли всю территорию от Волги до Дуная, в том числе и Сербию. Кстати, наши соплеменники, жившие в Волжской Булгарии, настолько часто становились свидетелями прилёта иноземных аппаратов, что относились к ним как к чему-то привычному. Об этом с изумлением писал арабский путешественник Ибн Фадлан, в X веке посетивший Волжскую Булгарию. На его глазах разыгрался воздушный бой двух дискообразных аппаратов. Просвещённого араба удивил не только сам факт этого происшествия, но и то, как наблюдавшие его вместе с ним булгары равнодушно поясняли, что такие сцены происходят в их небе постоянно.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Отец Андрей Постернак, священник, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: – Овал, который мы видим на фреске «Преображение Господне», – это так называемая мандорла – мистический миндаль, олицетворяющий сияние славы, святость Божественного света, воссиявшего на горе Фавор. Его форма случайно совпала с фантастическими представлениями о летательном аппарате пришельцев. Но это не более чем совпадение. Так же как на другой фреске треугольный контур красного фона вокруг фигуры Спасителя действительно напоминает условное изображение ракеты. Но не стоит принимать случайное совпадение формы за иное, неканоническое содержание. Это была бы неправомерная натяжка.
aif.ru