Туника... Вещь под этим завораживающим названием есть в гардеробе практически каждой современной модницы. Туники сегодня популярны, как никогда. Но вот никогда ли? Напомнить об истоках нынешней моды решил Римско-германский музей в Кельне, организовавший своеобразную демонстрацию моделей модной одежды и аксессуаров, которые носили в Древнем Риме.
Только для граждан
Короткая белоснежная туника. Поверх нее – тщательно драпированная тога. В таком одеянии предстает перед посетителями Римско-германского музея Луций Публиций – точнее, надгробный памятник ему. Луций 25 лет прослужил в римском легионе. Он был богатым человеком и мог позволить себе внушительных размеров надгробный памятник. Но в завещании он распорядился, чтобы его представили в гражданском одеянии – в тунике и тоге.
II век н.э. Две модели тоги
"В отличие от представителей многих других народов, римляне не любили, когда их изображали в военном обмундировании. В первую очередь, они считали себя гражданами, а не военными", - поясняет директор Римско-германского музея в Кельне, профессор Фридерике Науманн-Штекнер (Friederike Naumann-Steckner).
Если тунику в Древнем Риме мог носить каждый, то облачаться в тогу имели право далеко не все. Одеваться в тогу разрешалось только гражданам Рима. Рабам, людям, не имевшим статуса гражданина, и женщинам это было строго запрещено. Да-да, римские женщины не входили в число граждан. Они являлись просто предметом собственности – отца, старшего брата, а после замужества – супруга.
"На древнеримский лад"
Так что римские женщины облачались в туники. Это было очень просто скроенное одеяние - два свободно свисающих прямоугольных полотнища, соединенных в области плеч. Римлянки предпочитали длинные туники. Подпоясывать и укорачивать их приходилось во время работы – так было удобнее двигаться. Туники шили из хлопка, шерсти, льна. У кого было достаточно денег, мог позволить себе индийский шелк.
Позолоченные бронзовые застежки и медальоны
"Сотрудники нашего музея попробовали как-то сшить тунику "на древнеримский лад". Но человек, примеривший ее, выглядел как-то нескладно, - признается Фридерике Науманн-Штекнер. - Дело в том, что в Древнем Риме ткани для туник пряли из куда более тонких нитей, нежели сегодня. Потому одежда и сидела свободнее, а люди, облаченные в нее, выглядели очень элегантно".
Вся в пурпуре…
Платяных шкафов в Древнем Риме не было. Аккуратно сложенную одежду хранили в сундуках. Перед тем, как ее надеть, старательно разглаживали морщинки, выбивали их с помощью нагретых до высокой температуры молотков.
Ткани зачастую отбеливали на солнце. И не только из любви к этому цвету. Порой для римлянина было просто необходимо облачиться в белое. К примеру, если он претендовал на должность чиновника. На "собеседование" ему надлежало явиться в белоснежной тунике и такого же цвета тоге candida: отсюда и образовалось слово "кандидат" (candidatus).
Бронзовые броши
Впрочем, римляне охотно носили и цветную одежду. Особенно любили это женщины. Как правило, красители вырабатывали из растений. Туники красили в самые разные цвета. Но особенно элегантным и красивым считалось одеяние, выкрашенное пурпуром. Подобные красители получали из морских пурпурных улиток, характерной особенностью которых является наличие пурпурной железы. Одежду такого цвета могли себе позволить лишь представители привилегированных сословий – прежде всего, сенаторы, магистры и их жены. Ну и, конечно, император.
Причина понятна: цена на пурпурную одежду была просто сказочная. Ведь чтобы получить полтора грамма пурпура, следовало препарировать 12 тысяч улиток.
Жертвы моды
На короткую тунику римский гражданин надевал придающую величественность, но ужасно неудобную длинную тогу – эллипсовидный кусок ткани, красиво драпировавшейся вокруг тела.
Золотые брелоки и браслет
Фридерике Науманн-Штекнер объясняет, как определялся нужный размер: "Если ваш рост (до головы) составляет 1 метр 60 сантиметров, то ширина тоги должна составлять 3 метра 20. А длина может достигать 20 метров. В середине полотнища вырезается овал – пройма для головы. Одеяние очень длинное, с элегантно ниспадающими складками. Его полы зачастую поддерживали с трех сторон рабы. Порой римлянин тратил часа два на то, чтобы с помощью рабов красиво уложить складки тоги. В тоге нельзя было быстро двигаться. Поспешишь – обязательно наступишь на подол, споткнешься и упадешь".
Янтарные кольца
Но какая красота без жертв! Особенно много забот в этом смысле было у женщин. Так, уважающая себя римлянка редко выходила из дома с непокрытой головой. В качестве головного убора использовался прямоугольный кусок ткани, заколотый булавкой. Ему придавали форму чепца. Главное тут было - защитить лицо от солнца. Загар в Древнем Риме не приветствовался. Олицетворением красоты считалась белолицая женщина. И римские модницы без устали пудрились, используя для этого белую глину и даже экскременты крокодила.
Привлечь мужской взгляд
А еще римлянки никогда не появлялись в обществе без украшений. Почти каждая женщина носила серьги. Клипсов в ту пору не было. Римлянки любили также браслеты, диадемы. Пальцы щедро унизывали кольцами, перстнями. Очень многие украшения были выполнены из золота, серебра, янтаря, слоновой кости, стекла. Популярны были также сапфиры, изумруды, гранаты, жемчуг.
Золотая диадема
"Вдовам разрешалось носить лишь украшения из гагата (черного янтаря) – разновидности угля, который иногда смешивали с золотом. Некоторые женщины ходили в золотых, очень эротично смотревшихся нательных крестообразных повязках. Предположительно, это были куртизанки", - рассказывает Фридерике Науманн-Штекнер.
А вот мужчины в Древнем Риме позволяли себе в качестве украшений разве что перстень с печаткой, военный ремень, пряжку, скреплявшую плащ на правом плече, или небольшие венки (когда участвовали в каком-нибудь пире). Прочие украшения римляне презирали. Ношение побрякушек не вяжется с обликом представителя сильного пола, гордо изрекали они.
Автор: Наталия Королева
Редактор: Дарья Брянцева