Кузов и косметика
Для обслуживания и ухода за автомобилем недостаточно иметь лишь инструменты, нужны еще современные химические препараты, в частности автокосметика. Применение ее особенно актуально весной. Стоял ли автомобиль всю зиму в гараже, на стоянке или эксплуатировался, проблем с кузовом и салоном будет достаточно. Это потускневшая эмаль, точки ржавчины, царапины, пятна на сиденьях и ковре. Если оставить все как есть, кузов послужит меньше, а продажная цена автомобиля снизится. Лучше привести машину в порядок. Есть два варианта выполнить задуманное. Первый - обратиться в специализированную мастерскую. Для многих автовладельцев это дорого. Второй - истратив значительно меньшую сумму на приобретение препаратов высокого качества, самому заняться косметической обработкой. Прежде всего, машину необходимо вымыть, чтобы оценить состояние лакокрасочного покрытия и представить себе весь "фронт работ". Стиральным порошком или содой мыть нельзя! Эти концентрированные щелочные растворы разрушают краску. Только автошампунь без нежелательных последствий справится с этой задачей. Он производится как с добавками воска, так и без них. Поверхностно активные вещества создают густую пену, которая эффективно смывает (вытесняет) въевшуюся грязь. Шампунь с добавками воска одновременно создает защитный слой. Им особенно удобно пользоваться при температуре ниже +5°С, когда трудно наносить полироль. Однако даже самый "мощный" шампунь не всегда "берет" стойкие отложения масла, тормозной жидкости, грязи, которая скапливается на колесах и кузове. Здесь понадобятся очистители колесных дисков и лакокрасочных покрытий. Надо сказать, что очиститель дисков - препарат быстрого действия и его необходимо смывать через время, указанное в инструкции. В противном случае его очищающая способность может оказать дурную услугу внешнему виду колес. Грязные, помутневшие после зимы стекла обрабатывают очистителем с полирующим и защитным эффектом. Удалить стойкую маслянистую пленку, табачный налет другим способом почти нереально. После мойки может возникнуть "технологическая пауза", если обнаружены следы коррозии. Эти места хорошо обработать преобразователем ржавчины. Он не требует подготовки поверхности. Хотя преобразование происходит буквально на глазах, время и количество обработок зависит от глубины поражения металла. Результатом работы препарата, в зависимости от химического состава, будет растворение и преобразование ржавчины в пленку - идеальную для нанесения грунта, шпатлевки и краски. Помощь в окраске небольших участков кузова и колесных дисков могут оказать сохнущие в естественных условиях эмали в аэрозольной упаковке. Перед полировкой целесообразно заняться салоном, чтобы потом лишний раз не "тереться" о машину. Вымыв коврики и пропылесосив покрытия, можно вернуть им первозданный вид с помощью "внутренних" очистителя и полироля. Первый глубоко очистит все виды пластмасс, резины и винила. Второй укроет эти поверхности блестящим силиконовым слоем, который, оставляя приятный запах, является еще и антистатиком. Очиститель тканевой обивки вернет поверхностям почти новый вид, образовав на них невидимую защитную пленку от грязи и влаги. Проверьте его действие на небольшом участке. Убедитесь, что обивка высыхает и не обесцвечивается. Для обработки кожаного салона средства дороже. Их задача сложней, так как необходимо восстановить большую часть свойств, присущих коже. Если машину полировали "давно или никогда" могут возникнуть проблемы с грязными разводами, въевшимися в верхний слой эмали. Удалить их поможет специальный состав с микроскопическими абразивными частицами, который, мягко сняв верхний слой, подготовит поверхность к нанесению полироля. Полироль - это стойкая преграда агрессии внешней среды. Бесцветный идеальный для новых или "почти новых" автомобилей, а для "походивших" предпочтителен с красителем. Цвето-обогащенные составы подходят и для новых машин с мелкими рисками от неправильной мойки. При наличии глубоких царапин цветная полироль не поможет. Для восстановления первоначального цвета пластмассовых бамперов воспользуйтесь очистителем пластиковых деталей. Защитить шины от воздействия солей, солнечных лучей, освежить их внешний вид поможет специальный препарат ухода за ними. Для того, чтобы на отмытые диски колес не "сыпались" накопившиеся продукты истирания колодок, примените очиститель тормозов. Струя из баллончика отмоет и обезжирит детали тормозной системы. У контактов электрических цепей есть свой очиститель. Он восстановит электрические соединения, вступая в борьбу с окисными пленками. Хочется напомнить, что многоцелевая аэрозольная смазка, кроме свойства повышенной проникаемости, обладает способностью вытеснять влагу и может использоваться в сырую погоду как защитное средство высоковольтной части системы зажигания. Препараты для очистки двигателя, мытья рук, антикор, антизапотеватель, жидкость омывателя - хорошо известны и в комментариях не нуждаются. Современные химические препараты для ухода за автомобилем способны творить чудеса. Однако прежде чем купить красивую баночку с яркой этикеткой, ознакомьтесь с инструкцией на русском языке - она обязательна. При ее отсутствии лучше откажитесь от покупки. Этим вы оградите себя и автомобиль от всяких неожиданностей. Основные виды препаратов
Автошампуни - растворяются в воде и используются для мойки автомобиля. Могут содержать полирующие добавки (Hot Wax, TW), придающие ЛКП блеск и недолговременную защиту от воздействий внешней среды.
Шампуни-очистители - в концентрированном виде удаляют устойчивые пятна от насекомых, смолы и др. с ЛКП, в разбавленном - используются как обычный автошампунь.
Безводные смывки - применяются для локального удаления загрязнений (например, птичьего помета) с кузова и деталей отделки машины (The Treatment).
Полироли.
Абразивные - содержат частицы, "сдирающие" верхний (микронный) слой ЛКП, окислившийся от вредных воздействий ОС и позволяющие загладить мелкие царапинки, освежить и подравнять цвет, вывести матовость после неудачной "гаражной покраски". Бывают разной степени "тонкости" - от Hi Tech Rubbing Compound (TW, наиболее крупное зерно) до Color Back (TW, наиболее щадящая жидкая полироль с мелкодисперсными абразивными частицами). Для покрытий "металлик" и "перламутр" используются только специальные абразивы, имеющие отметку: "Metallic Finish Restorer" (восстановитель поверхностей "металлик") или аналогичную, свидетельствующую, что данный продукт не оставит "потертости" на лаковом слое.
ВНИМАНИЕ! Нельзя применять обычные абразивные полироли на машинах, окрашенных красками "металлик" и "перламутр" во избежание появления трудновыводимой матовости на лаковом (верхнем) слое покрытия!
И еще одно общее замечание: не стоит увлекаться без необходимости абразивными полиролями и хвататься за банку при появлении каждого нового "волоска" под задним бампером. Все же это механическое воздействие на ЛКП, которое по своему эффекту от чрезмерного употребления сродни отбеливателям зубной эмали - от слишком усердного "надраивания" эмаль истончается. Если есть возможность обойтись локальной обработкой, не надо полировать всю машину. Но если все же абразив необходим, то лучше дважды отполировать более тонким, нежели один раз , но более грубым. Это не значит, что абразивные полироли вредны или опасны, но при их применении все же надо знать меру.
Цветообогащенные - содержат пигменты основного тона краски, подходят для гаммы оттенков основного тона. Так, например, белая цветообогащенная полироль используется для обработки ЛКП ярко-белого, "Сафари", "Белая ночь", "Жасмин" и др. "белых" цветов. При обработке пигменты "втираются" в микротрещины ЛКП, заполняют мелкие риски и царапинки. Используются для освежения цвета кузова, ретуши "волосяных" царапин от неправильного ухода за ЛКП. Защитного покрытия практически не создают, без дополнительной обработки нестойки и требуют регулярного обновления (раз в 2 недели, в среднем). Подходят для всех типов покрытия "металлик", "перламутр", "матовых".
Защитные - с добавками тефлона, уретана и других синтетических веществ. В процессе обработки происходит реакция полимеризации с верхним слоем ЛКП, что позволяет создать защитное покрытие, довольно стойкое к воздействиям ОС, облегчающее мойку машины и способствующее меньшему загрязнению ЛКП. При соблюдении технологии обработки и в зависимости от выбранного препарата защищают на 1.5 - 3 месяца (с учетом климатических особенностей сезона). Могут использоваться отдельно или в комплексе по уходу за ЛКП в качестве верхнего слоя. В продаже есть отдельные варианты для покрытий "металлик", хотя в принципе, защитные полироли универсальны (если иное не оговорено производителем в инструкции). Отдельные фирмы (Blue Coral) поставляют препараты, способные создать защитное покрытие на срок до 4-х лет ("Polyglycoat"), но это уже не просто полироль, а защитный комплекс, который доступен отнюдь не всем (1000 руб за флакон).
ВНИМАНИЕ!!! Защитные полироли нельзя наносить на поврежденное ЛКП: все сколы и царапины должны быть предварительно заделаны, в противном случае возможно усиление коррозии (если иное не оговорено производителем в инструкции). Не использовать на нагретом ЛКП во избежание появления разводов и пятен.
Восковые - (Excalibur, TW) бесцветные (как правило) полироли с добавками воска и/или специальных веществ, позволяющих придать ЛКП лоснящийся, "выставочный" вид. Не обладают выраженным защитным свойством, но придают краске глубокий "влажный" блеск и помогают скрыть "волосяные" царапинки и концентрические круги от неправильного ухода за ЛКП. Весьма популярны при подготовке автомашины к продаже, поскольку визуально прекрасно обновляют покрытие. Стойкость обработки не очень высокая. Отличительная особенность - довольно сложно располировывать (из-за густой консистенции восковых добавок).
Top Sealers - консерванты верхнего слоя или "ионные щиты" - более концентрированный вариант защитной полироли. Может использоваться как отдельно, так и в комплексе по уходу за ЛКП в качестве последнего слоя. Обладают высокой стойкостью к внешним воздействиям. (Top Sealer Finish 2001, TW) Рекомендуются в неблагоприятных климатических условиях, а также при консервации автомобиля на длительный срок.
Экспресс-полироли - жидкие средства для быстрой обработки по технологии "нанес-протер-поехал" - для приведения машины в приемлемый вид за минимальное время. Практически не обладают защитным эффектом. Часто выпускаются в аэрозольной форме для простоты нанесения, допускается применение даже на слегка запыленных покрытиях.
Полировочные пасты - более густые полироли. Основное отличие от жидких форм в том, что позволяют нанести более толстый слой, но его сложнее располировать. Больше подходят для старых поверхностей. Обычно расфасовываются в плоские банки. Среди полировочных паст есть цветообогащенные, защитные, восковые (обычно в магазинах называются просто "воском"). Способ применения - такой же, как для жидких полиролей.
Очистители, восстановители и полироли прочих поверхностей.
Очистители пластика, винила и резины в салоне машины - (Trim Clean, TW) - очищают, освежают цвет и придают новый вид деталям обшивки и отделки салона - обивка дверей, потолок, приборная панель, и др. Хорошо растворяют налет от табачного дыма, следы масла, смолы. При регулярном использовании предохраняют детали обшивки от растрескивания и преждевременного старения. Неплохо справляются даже с загрязнениями "отработкой" на двигателе и прочих элементах подкапотного пространства. Хороший результат при удалении следов полироли с окантовок стекол, молдингов и прочих элементов кузова. Не портят ЛКП автомобиля.
Очистители колесных дисков - используются для ухода за поверхностями дисков, удаляют загрязнения от колодок, гудрона и др., позволяют продлить срок жизни поверхности. Целесообразны для кованых и литых дисков, как полированных, так и покрытых эмалью.
Очистители поверхностей от насекомых и смолы (Tar & Bug) - удаляют следы от насекомых и другие устойчивые загрязнения, растворяют битум, удаляют застарелые пятна. (Tar & Bug Spray от Gunk). Фирма TW производит средство "Tar & Bug & Tree", позволяющее отмывать клейкие следы от почек деревьев, наряду с битумом и комарами.
Полироли приборного щитка - мягко очищают и придают новый, блестящий вид пластиковым деталям, приборному щитку и др. Кондиционируют поверхность, снимают статический заряд и препятствуют дальнейшему налипанию пыли. Обычно выпускаются в аэрозольной форме или в виде пропитанных составом губок для протирки поверхностей. Промежуточная версия между полиролями и очистителями (Formula 2001, TW с добавкой уретана) обладает и хорошим чистящим эффектом, придавая поверхности мягкий, шелковистый блеск. Это средство лучше не использовать на руле, ручке стояночного тормоза и рычаге переключения КПП, поскольку обработанная поверхность получается довольно скользкой, и рука может соскользнуть в самый неподходящий момент.
Очистители двигателя - подразделяются на пенные (подлежат дальнейшей смывке водой, после растворения загрязнений) и спреи (жидкости) для очистки элементов подкапотного пространства (Engine Clean, TW). Эффективно растворяют отложения устойчивых загрязнений (отработанное масло и др). Перед применением желательно выяснить, как влияет купленный состав на ЛКП - дело в том, что эти средства довольно агрессивны и вполне могут подпортить краску и пластиковые элементы (провода, крышки и др).
Очистители стекла - составы с нашатырем (как правило, стоит пометка "With Ammonia") для протирки стекол. Удаляют грязь, налет от табачного дыма и др. Не рекомендуется протирать ими ЛКП, поскольку нашатырь вызывает помутнение краски.
Антидождь - специальный состав, наносимый на чистое сухое стекло автомобиля, на боковые зеркала и пр. Улучшает видимость при движении в дождь, позволяет в течение какого-то времени обойтись без "дворников", например, в случае их поломки. Имеет смысл держать этот препарат под рукой, если вызывает сомнение надежность работы стеклоочистителей (не заменяет необходимость их ремонта.
Полироли стекла - (Glass Polish, TW) - способность при ручной обработке сошлифовывать мелкие царапины и потертости с лобового стекла явно преувеличена. Возможно, применение шлифовальной машинки способно улучшить результат, но это сомнительно. Эффективен на новых стеклах, придает "хрустальную" прозрачность. Неплохой эффект достигается при полировке стекол фар, подфарников - снимает "мутность".
Очистители и полироли для черного пластика и винила - (Black Chrome, TW) - используются для обновления внешнего вида пластиковых бамперов и шин, подкрашивают, возвращают "новый" вид, придают блеск и защищают от преждевременного старения.
Очистители и полироли хрома (Silver Chrome, TW) - удаляют загрязнения и пятна коррозии с бамперов и других хромированных поверхностей и защищают от появления новых пятен, создавая защитную пленку на поверхности. Кстати, не очень застарелые пятна можно оттереть WD-40 и не тратиться на покупку дорогой банки.
Преобразователи ржавчины - для вытравления пятен коррозии и подготовки обработанной поверхности к подкраске. Две основные категории: для локального применения (Rust Master, TW) и для обработки обширных поверхностей, поврежденных коррозией (Rust Eater, TW)
Внимание, на внешних поверхностях использовать с осторожностью, по возможности, не попадать на ЛКП, так как остаются черные пятна, требующие для удаления значительных усилий. Перед нанесением преобразователя поверхность следует слегка зачистить, поскольку "раковина" (пузырек, с которого и началось это мерзкое рыжее пятно на боку любимца) находится под более рыхлым, поверхностным слоем ржавого металла. Для зачистки подойдет маленький кусочек мелкой шкурки (из первых номеров), укрепленный на брусочке или другом держателе подходящей конфигурации. После того, как обработанное место изменит цвет с рыжего на черный (темно-серый или какой-нибудь другой - зависит от марки средства), поверхность следует промыть от остатков средства и подкрасить (загрунтовать, и т.д. - в зависимости от конкретной задачи).
Ремонтные (восковые) карандаши - используются для косметической заделки царапин и мелких сколов, поверх нанесенного карандаша для продления "срока службы" очень желательна защитная полировка. На "плоские" сколы карандаш не ложится, ему не за что "зацепиться" при нанесении. Места, обработанные восковым карандашом, требуют периодического подновления, поскольку результат подкраски не очень стойкий.
Ремонтные флакончики (краска, лак) - небольшие флакончики с акриловой краской (лаком) мгновенной воздушной сушки, используются для подкраски сколов. В крышку флакончика вставлена маленькая кисточка, что позволяет обрабатывать мелкие сколы и царапины. Перед нанесением поверхность необходимо промыть, удалить следы коррозии и обезжирить (например, уайт-спиритом). Подбираются по номеру краски, который совпадает со стандартной нумерацией цветов. Однако перед применением имеет смысл проверить, подходит ли оттенок, на незаметном месте.
|