Куда автолюбителю сдавать машинное масло?
Куда автолюбителю сдавать машинное масло?
Однажды пожелав сдать на утилизацию "продукцию, утратившую свои потребительские свойства", мы убедились в том, что сделать это не так-то просто. Рядовому автолюбителю, привыкшему менять масло в своем гараже, проще отработку вылить в землю, чем искать для нее нового, положенного по закону, хозяина.
Знаете ли вы, какой вред приносит окружающей среде отработанное машинное масло? С.В. Губин, сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, в своем докладе "Изменение структурной организации материала верхних частей профилей криоземов, загрязненных нефтепродуктами" пишет: "Отработанное масло - очень серьезная угроза здоровью. Судите сами: отравление организма происходит при прямом контакте "отработки" с кожей, при вдыхании, при попадании в систему пищеварения. Причем воздействие отработанного масла носит кумулятивный характер, что означает постепенно накопление его в организме. Это что касается непосредственного воздействия на человека. А ведь есть еще и косвенное воздействие! Проникновение нефтепродуктов в почву влечет за собой отмирание питающих корней и, как следствие, гибель растительности. У листьев, "питающихся" таким образом, сокращаются темпы фотосинтеза, происходит задержка роста молодой поросли". Кроме того, "4 л отработанного масла могут загрязнить 3,8 тыс. л воды или сформировать масляную пленку площадью 32 кв. км", а "1 л отработанного масла делает непригодными для питья до миллиона литров грунтовой воды". Прочитав все это, а также некоторую статистику (она приведена чуть ниже) мы твердо решили - отработку, что скопилась в гараже (около 10 литров - это же 80 кв. км масляной пленки или 10 млн. л отравленной грунтовой воды!), сливать никуда не будем, а сдадим на переработку.
В России до 77% всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоемы; из всех собранных отработанных масел только 14-15% идет на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются. В Европе сбрасывается порядка 25% отработанных масел; до 75% - собирают, из них 25% регенерируется, 49% используется в качестве топлива и 1% уничтожается ("Криосфера земли", 2005, том IX, № 1, с. 38-41).
Обзвонив около десятка станций техобслуживания автомобилей, пришлось убедиться, что искать там союзников и партнеров в деле спасения планеты, бесполезно. Проникнувшись нашим нежеланием травить воду, лишь один раз нам помогли - посоветовали обратиться в Поволжскую экологическую комиссию - именно туда сдают масло законопослушные владельцы автосервисов, если не придумывают ему другое применение - в качестве топлива или смазки для деталей.
"100 рублей и разрешение на размещение отходов из экологического паспорта" - такие условия поставили в Комиссии. Сто рублей в качестве платы за подвиг - устроили всех. А вот отсутствие экологического паспорта, разработка которого (далеко ходить не надо - тут же, в Комиссии) обойдется от 10 тыс. рублей и выше, смутило. К тому же, как выяснилось, в Поволжской экологической "работают только с организациями". Справедливость решили искать в Министерстве экологии и природных ресурсов РТ.
По словам Ирины Михайловой, начальника отдела контроля управления отходами, действительно, согласно Закону РФ "Об отходах производства и потребления" сбор и сдача отходов физическими лицами не предусмотрены - только частными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими специальные документы (лицензии, экологический паспорт, сертификаты на право работы с опасными отходами, документация для транспортирования опасных средств и пр.). Однако согласно Кодексу об административных нарушениях ст. 8.2., "несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда".
Выходит, право на утилизацию имеет только то масло, которое заменили в автосервисе, все остальное - вне закона, только при чем в таком случае наличие административного штрафа для граждан? С этим вопросом мы обратились в Государственную инспекцию по экологической безопасности. "Автолюбители должны сдавать отработку собственнику гаражного кооператива, у которого есть специальные емкости для хранения и транспортировки отработанного горючего, а также "техническая и технологическая документация об использовании, обезвреживании образующихся отходов", - сказали в отделе отходов инспекции. А что делать в том случае, если такого собственника никто давно не видел или у автолюбителя нет своего гаража, а масло от машины есть? На это специалисты Госинспекции ответили следующее: "Непорядок, так быть не должно! Но если уж так получилось, то автолюбитель вправе взять у организации, которая отказалась принимать масло, официальный отказ и обратится с ним в Природно-охранную прокуратуру". (Может, такой отказ следует показать реке или земле перед тем, как слить в них ядовитую жидкость, и тому, кому удастся поймать вас за этим занятием за руку, - оштрафовать не должны, да и совесть мучить не так будет?)
Однако даже под угрозой суда в Поволжской экологической комиссии отработку принять отказались: "Обращайтесь куда хотите, но мы с физическими лицами не работаем!"
И снова консультация в Министерстве экологии, где нам объяснили, что действия Поволжской экологической комиссии вполне укладываются в рамки закона, а в Казани, где с каждым днем машин становится все больше, всего две организации имеют лицензию на сбор, хранение и реализацию отработанных масел. И только одна (!) из них готова принимать бесплатно отработанное машинное масло непосредственно у автолюбителей, это ОАО "Татнефтепродукт. Масла и смазки".
Хватит ли терпения другим автолюбителям на подобные мытарства - не известно. Ясно только одно - здравый смысл в нашем законодательстве искать бесполезно: природу помогут спасти только совесть и честь.
|
Категория: Автоликбез | Добавил: Стаканыч (25.03.2010)
|
Просмотров: 1203
| Рейтинг: 0.0/0||Говорим спасибо||||Уважаемые пользователи, пожалуйста, оставляйте комментарии|| |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|