Может не все, но многие автомобилисты за свой водительский стаж сталкиваются с ситуацией когда необходимо двигаться на буксируемом из-за неисправности автомобиле или буксировать авто другого участника движения. В такие моменты автовладелец понимает, что задача эта намного сложнее, чем обычная езда на автомобиле. К сожалению даже в автошколах изучение буксировки это всего лишь несколько строчек из ПДД, которые надо знать, но, по сути, они не помогают.
Конечно практика намного лучше теории, но я постараюсь описать несколько важных критериев и замечаний по данной теме, что в свою очередь должно помочь автовладельцам, впервые столкнувшимся с буксировкой, не совершать самых глупых ошибок.
Для начала вспомним основу буксировки по ПДД.
- Правила буксировки устанавливают расстояние сцепки от буксирующего (ведущего) авто до буксируемого (ведомого) для двух случаев: а) длина мягкой сцепки должна составлять от 4-х до 6-ти метров между автомобилями; б) расстояние между автомобилями на жесткой сцепке не должно превышать 4-х метров. Поверьте, несоблюдение данного правила может повлечь за собой сложности самой буксировки или даже привести к различным неприятностям как для участников буксировки, так и для других участников дорожного движения.
- В буксируемом авто обязательно должен находиться водитель. Для некоторых индивидуумов поясню, что он должен находиться за рулем и обязательно следить за управлением и поведением своего транспортного средства.
- На буксирующем авто должен быть включен ближний свет фар, причем независимо от времени суток, а на буксируемом, аварийная сигнализация или, при невозможности ее использования, на задней части авто в хорошо видном месте должен располагаться аварийный знак.
- Запрещена буксировка при неисправности на любом из автомобилей систем рулевого управления (за исключением подвешенной передней оси ведомого) или систем торможения, а также двух или более транспортных средств и в условиях гололедицы.
И что? Этого хватит, чтобы производить буксировку? Ответ однозначен - Нет. А между тем, в большинстве автошкол даже это проходят лишь для того, чтобы подготовить ученика к сдаче экзаменов. Но и незнание этих правил тоже ничего хорошего не сулит.
С ПДД мы разобрались, перейдем к теоретическому изучению необходимых действий и самого процесса буксировки.
Изначально определим четыре типа буксировки, а точнее виды сцепки транспортных средств. Так как официального описания данных методов я не знаю, то опишу их своими словами. 1. Мягкая сцепка- это сцепка двух авто мягким или гнущимся тросом (веревкой или подобным им). Допускает движение обоих транспортных средств участвующих в буксировке на расстояния в пределах натяжения троса. Обязательно присутствие водителя в буксируемом транспорте.
2. Жесткая сцепка- сцепка двух авто прямой или треугольной негнущейся балкой. Сцепка работает по принципу движения авто с прицепом. В данном случае в роли прицепа выступает ведомый (буксируемый) транспорт. Наличие водителя в буксируемом транспорте обязательно - бывают случаи отрыва и такой сцепки.
3. Навесная сцепка- редко, но используемый вид буксировки. Метод заключается в подвешивании передней оси буксируемого авто, но имеет строгие ограничения для самой сцепки, одним из которых является обязательное закрепление буксируемого транспорта для предотвращения его раскачивания или отцепления. Данный метод запрещает наличие в салоне буксируемого авто пассажиров и допускает отсутствие водителя.
4. Частичная погрузка- метод с частичной погрузкой передней оси буксируемого транспорта на платформу буксирующего. Запрещает наличие пассажиров и водителя в салоне буксируемого. Требуется обязательное закрепление ведомого. Данный метод не подходит для легкового и мотоциклетного транспорта.
Для буксировки, прежде всего, понадобится хороший буксировочный трос. Стоит отметить, что у каждого вида троса есть свои преимущества и есть недостатки, поэтому к выбору подходящего варианта каждый относится по-своему. Но обязательно надо знать, что каждый трос имеет свою предельную нагрузку, поэтому следует учитывать эту нагрузку при буксировке.
Обычно для зацепления троса используются специальные "проушины" - для буксирующего сзади, для буксируемого спереди. Проушины могут быть скрыты за бампером специальными накладками. Задняя проушина чаще расположена со стороны водителя, а передняя наоборот со стороны пассажира. Дело в том, что правильным для мягкой сцепки является именно "косое" направление троса, так как позволяет лучше маневрировать при буксировке обоим транспортным средствам. Но, в отличие от жесткой сцепки, для мягкой это не является значимым критерием и можно использовать также и другие варианты, хотя в некоторых случаях они могут создать некоторые неудобства.
Для жесткой сцепки лучше использовать фаркоп, конечно же если он имеется, и точно нельзя применять систему "косого" соединения. Для понятия системы жесткой сцепки посмотрите на обычные автомобильные прицепы. При жесткой сцепке чаще всего советуют использовать специальный крепкий треугольник, но можно соединить и толстой прямой металической балкой, которая также разрешена правилами.
Для буксировки с подвешиванием оси ведомого также имеется ряд приспособлений наподобии маленького прицепа, но состоящего из соединенных в виде треугольника в одну платформу металлических балок с собственными колесами.
Разобравшись с методом сцепки и буксировки, а также с выбором троса, стоит обратить внимание и на буксирующее авто. Ведь именно ему предстоит более тяжелая работа. Буксируемый авто тоже надо подготовить.
Для буксирующего (ведущего) транспорта непомешает проверить уровень охлаждающей жидкости, уровень масла, состояние и натяжение ремня генератора. Желательно чтобы аккумуляторная батарея автомобиля была хорошо заряжена.
Также, но уже на обоих транспортных средствах следует проверить уровень тормозной жидкости, воды или незамерзайки в бачке омывателя лобового (ветрового) стекла. Непомешает проверить и давление в шинах обоих транспортных средств - правильно накачанные покрышки это облегчение движения автомобиля.
Водителям следует заранее обговорить маршрут движения, возможные места остановки, использование каких-либо знаков или сигналов, о скорости движения, торможении, способах маневрирования и другие детали буксировки.
Ну чтож, перейдем к самой буксировке. Поверьте, это хоть и сложная, но вполне выполнимая задача для участников.
Из личного опыта могу отметить, что в процессе буксировки есть только три серьезных этапа, причем для обоих водителей учавствующих в буксировке - это трогаться, маневрировать и конечно же тормозить. Именно к этим действиям следует относится с максимальным вниманием, хотя и на прямых и даже пустых участках дороги сильно расслабляться не советую.
Сначала водитель ведомого (буксируемого) трансорта должен дождаться когда на ведущем (буксирующем) транспорте загорятся стоп сигналы. Затем выжав педаль тормоза до упора, убедиться, что его автомобиль снят с ручного тормоза, а коробка передач переключена в нейтральное положение. Затем он должен повернуть ключ в замке зажигания до первого или второго положения (зависит от модели и марки авто), чтобы в процессе движения у него не заклинило руль и подать сигнал впереди стоящему "буксиру" о готовности. В тот момент, когда ведущая машина начнет трогаться, в зависимости от обстановки быстро или плавно отпустить тормоз.
Водителю тягача намного сложнее. Сев в свое авто, он должен поставить машину на ручник и выжать педаль тормоза. Такие действия необходимы при наклонной поверхности, а сигнал тормозами даст старт для водителя буксируемого авто. Получив от второго водителя сигнал о готовности, водитель "тягача" заводит свое авто и, предварительно сняв машину с ручного тормоза, плавно начинает движение. Так как трос обычно не видно, то его натяжка почувствуется поведением самого авто. Чтобы избежать сильного рывка, следует очень плавно трогаться и только в момент сопротивления добавлять газу.
В процессе движения, ведущему автомобилю конечно же понадобится переключение передач. С автоматической коробкой проблемм не возникнет, а вот на механической КПП стоит немного изменить стиль и момент переключения. В первую очередь надо постараться делать это быстрее, чтобы избежать разницы в скорости до и после переключения, иначе это приведет все к тем же рывкам, а возможно и к обрыву троса. Для этого следует побольше раскручивать двигатель, но конечно же не переусердствовать.
Водителю тягача следует не забывать, что он буксирует другой автомобиль. Следует заранее выбирать моменты перестроения, торможения, разгона и радиус поворота. При торможении сначала следует слегка нажимать на педаль тормоза, давая понять ведомому, о намерении остановиться. При перестроении, включать поворотник и лишь убедившись, что "хвост" не создаст помех другим участникам движения совершать маневр. При этом водитель ведомого автомобиля тоже не должен "зевать" и плавно повторять траекторию ведущего давая тому немного опережать себя. В некоторых случаях, но при договоренности, можно наоборот начинать маневр с "хвостового" авто, но это опаснее для ведущего "тягача".
За весь процесс буксировки следует стараться держать трос натянутым. Нельзя даже на светофорах близко подъезжать к ведущему авто - можно элементарно наехать на трос. Некоторые водители советуют на один - два щелчка приподнимать ручник, но мне кажется это лишним и лишь создающим дополнительные трудности для водителя "тягача".
В свою очередь водитель буксируемого авто тоже не должен всецело полагаться на водителя "буксира", а также должен оценивать дорожную ситуацию.
При буксировке на жесткой сцепке все проще. Водителю ведомого авто надо лишь повернуть ключ в замке зажигания и желательно немного помогать торможением, когда это делает ведущий. Водителю тягача само собой придется все также усиленно следить за дорогой, за "хвостом" и правильно выбирать стиль езды.
Ну а при буксировке методом подвешивания передней оси ведомого или при частичной погрузке вся ответственность полностью лежит на водителе "тягача".
Кстати, кроме случаев длительной буксировки, случается, что взять на буксир другое авто, надо лишь для того, чтобы завести его или просто вытащить из канавы. Здесь немного проще и водителям не надо готовиться к этому процессу основательно обговаривая кучу мелочей. Просто стоит договориться о паре условных сигналов и маршруте движения, либо направлении в котором авто будет "вылезать" с места где оно застряло. Во всех таких случаях конечно же используется мягкая сцепка.
Для того, чтобы просто завести другое авто, лучше выбирать длинный и прямой участок дороги. В данном случае от водителя машины, которую надо завести, потребуется не просто крутить стартером, поворачивая ключ в замке зажигания, а выполнить несколько несложных действий. Перед стартом надо включить вторую или третью передачу, полностью повернуть ключ в замке зажигания, но не держать его, полностью выжать педаль сцепления и ждать набора скорости ведущим автомобилем. Обычно хватает 10 - 20 км/ч. Набрав скорость, водителю автомобиля который необходимо завести, надо плавно отпускать педаль сцепления и чуть прибавлять газу - так как будто он собирается тронуться. Если не получилось с первого раза, то следует снова полностью выжать сцепление, отпустить педаль газа и через несколько секунд повторить попытку. Если авто завелось, надо снять машину с передачи и подать сигнал "тягачу", но ни в коем случае не давить тормоз пока это не начнет делать ведущий.
Для того, чтобы вытащить застрявшее авто, надо использовать более тяговитый и желательно более тяжелый транспорт. "Тягачу" желательно размещаться так чтобы он сам не "засел" или не съехал в какаву.