В последнее время ассортимент автобензинов значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по техническим условиям. Это обусловлено резким ростом производства неэтилированного бензина и сокращением производства бензина этилированного.
При этом тетраэтилсвинец заменяется на различные нетрадиционные присадки и добавки, ранее выпускаемыми химической и микробиологической промышленности в иных целях.
К таким веществам относятся различные эфиры, спирты, металлоорганические соединения и т.д. Необходимость производства таких бензинов по техническим условиям диктуется тем, что все присадки и добавки могут вводиться в строго определенных концентрациях. Для контроля содержания этих компонентов в технических условиях предусматриваются специальные показатели и вводятся дополнительные методики контроля.
Все бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", который вводится с 01 июля 2000г.
Соответствие бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованием ГОСТ Р 51313-99 проверяется при их сертификации, которая является обязательной.Бензины автомобильные. Общие технические условия. |
Наименование показателя | Значение показателя для типов бензинов | Метод испытания |
I | II | III | IV |
Детонационная стойкость: |
октановое число по исследовательскому методу, не менее | 80 | 91 | 95 | 98 | по ГОСТ 8226 |
октановое число по моторному методу, не менее | 76 | - | - | - | по ГОСТ 511 |
Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина: |
неэтилированного | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | по ГОСТ 28828 |
этилированного | 0,17 | - | - | - | |
Давление насыщенных паров, кПа | 35-100 | 35-100 | 35-100 | 35-100 | по ГОСТ 1756 |
Фракционный состав: |
90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше | 190 | 190 | 190 | 190 | |
конец кипения бензина, °С, не выше | 215 | 215 | 215 | 215 | |
остаток в колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Массовая доля серы, %, не более | 0,1 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442 |
Объемная доля бензола, %, не более | 5 | 5 | 5 | 5 | по ГОСТ 29040 |
Эксплуатационный подход
Раньше, подъезжая к АЗС, водитель останавливался в недоумении: заправка есть, а бензина нет. Сегодня его одолевает недоумение другого свойства: марок бензина столько, что не знаешь, какой предпочесть. Чуть ли не каждая АЗС имеет свои марки и сорта. Если собрать их вместе, получится довольно пестрая н непонятная картинка. На одной заправке предлагают А-76 и А-92. На другой Аи-76 и Аи-92. На третьей и вовсе незнакомые А-80, А-92 и А-95. Что за этим? Откуда выискались все эти "монстры" и можно ли им доверять?
Кто таков, к примеру, А-80 и чем он отличается от АИ-80? Почему на одной бензоколонке продают А-92, а на соседней, через дорогу - АИ-92? Какие стандарты ныне действуют (и действуют ли вообще) и что можно заливать в бак своей машины, чтобы не угробить двигатель? Думаем, всеми этими вопросами не раз уже озадачивался и наш читатель.
Как известно еще с прежних времен, буква "А" в маркировке бензина означает, что он автомобильный, а следующие за ней цифры октановое число, показывающее детонационную стойкость топлива. Известно и то, что октановое число определяется двумя методами - моторным и исследовательским. В последнем случае к "А" добавляют "И". (Именно прописную, большую.) Самые распространенные у нас бензины - А-76 (с октановым числом по моторному методу) и АИ-93 (по исследовательскому). При этом число 93 по исследовательскому соответствует числу 85 по моторному и, стало быть, разница между "девяносто третьим" и "семьдесят шестым" бензинами составит 9, а не 17 единиц, как это может показаться человеку несведущему. При этом строгой математической зависимости или каких-либо переводных коэффициентов между двумя методами не существует, поскольку каждая марка бензина имеет свой фракционный состав, а каждая фракция при различных методах испытаний ведет себя по-разному. Дальнейшее нам разъяснили во Всероссийском научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ НП). В России до сих пор действует ГОСТ 2084-77, регламентирующий основные показатели бензина, согласно которому марки А-72 и А-76 имеют детонационную стойкость (октановое число) по моторному методу соответственно 72 и 76, а АИ-93 и АИ-95 - 85, и что по исследовательскому методу первые два не нормируются, а вторые имеют числа "93" и "95". Из документа также следует, что все неэтилированные марки бензинов должны содержать свинца в одном кубическом дециметре не более 0,13 грамма, а все этилированные - не более 0,17. Изменение N 5, введенное в указанный ГОСТ, исключило производство и продажу этилированного "девяносто третьего" (имевшего содержание свинца 0,37 г на куб. дм) и ввело неэтилированный АИ-91 (по моторному методу - 82,5) с содержанием свинца не более 0,013 г на куб. дм. Вот, собственно, и все нормы. Законы. Правила.
А теперь обратимся к недавней истории, которая помогает понять причины возникшей сегодня неразберихи. В свое время СССР производил бензины не только для внутреннего рынка, но и экспортировал их в другие страны. Октановые числа в них были указаны по исследовательскому методу. А в маркировке, чтобы привести ее в соответствие с общепринятыми, оставляли только одну букву "А". Таким образом, один и тот же "девяносто третий" бензин шел для внутреннего пользования под маркой АИ-93, а на экспорт как А93. Такой порядок маркировки определяли Технические Условия (ТУ) 38.001165-87. Они же регламентировали три экспортные марки бензинов - А-80, А-92 и А-96. Сегодня бензины под своими экспортными обозначениями пошли и на отечественный рынок. Отсюда и "девяносто второй", появившийся на наших заправках (а не оттого, что, как нам объяснили на одной АЗС, "девяносто пятый" смешали с "семьдесят шестым" или что это отбракованный "девяносто третий"). Только правильное его обозначение будет не АИ-92, а А-92.
В настоящее время разрабатывается новый Федеральный стандарт, который намечено ввести в действие во втором квартале следующего года. Он предусматривает выпуск и использование неэтилированных бензинов АИ-80, АИ-91, АИ-95 и АИ-98 (как видим, октановые числа в них указаны только по исследовательскому методу). На них при разработке технологий должны ориентироваться все заводы. Стандарт также установит нижние предельные значения чисел. Скажем, АИ-91 сможет иметь октановое число и 92, и 93, но ниже 91 - нет. К слову, эта марка заменит привычный нам "девяносто третий", как АИ-80 - А-76, октановое число по моторному методу останется тем же (т. е. 76-м), но правильно именовать его уже нужно будет АИ-80, а не А-80, как в старых ТУ.
О бензинах, привозимых из-за рубежа. Их маркируют в основном по тому же исследовательскому методу, тогда никакой разницы в обозначении марок нет. Но иногда используют и другой показатель - "октановый индекс", вычисляемый по формуле "моторный" плюс "исследовательский", разделенный на два. По этому параметру американский бензин А-90, например, соответствует нашему АИ-95 (85+95 и разделить на два.
Во многих городах и на трассах европейской части появился и так называемый финский бензин, за которым особенно гоняются московские водители-"гурманы". В действительности это топливо никаких сверхособенных свойств не имеет (просто хороший качественный бензин) и представляет собой продукцию известной фирмы "Несте" ("Neste"). Его октановое число 95 по исследовательскому методу (т. е. по-нашему АИ-95), он не содержит свинцовосодержащих присадок и полностью отвечает международной спецификации ЕН.
Спрос, как известно, рождает предложение. И наши заводы тоже стремятся не отстать от рынка, несмотря на то, что самым почитаемым остается А-76, а на заправках можно встретить и прежнего лидера - А-72. Еще совсем недавно у нас не было своих высокооктановых бензинов, а сегодня нефтеперегонные заводы предлагают и АИ-98, и выпускаемые по специальным ТУ неэтилированные "Евросупер" с октановым числом 95 и "Суперплюс" с числом 98, известный еще как "пермский". Производство их пока не превышает 0,5 процента от общего количества всего производимого в стране бензина, но высокое их качество отмечают многие.
И по мнению работников ВНИИ НП, все российские бензины ничем не уступают импортным, беда лишь в том, что сплошь и рядом нарушается технология их транспортировки и хранения, используются негодные для этих целей емкости. Именно тут чаще всего и происходит ухудшение качества бензинов, которые затем с равной вероятностью попадают и на АЗС, и в придорожный бензозаправщик.
В последнее время много говорят о том, что Россия отстала от цивилизованного мира и потребляет большое количество этилированного, очень вредного для человека и природы бензина, хотя парк машин в одной только Москве за последние 15 лет увеличился в три раза. Московское правительство приняло решение о применении в городе моторных топлив с улучшенными экологическими свойствами и обязательном оснащении в ближайшее время всех автомобилей нетрализаторами отработанных газов. За столицей, видимо, последуют и другие. Для нефтеперегонных заводов это будет означать полный отказ от применения этиловых жидкостей и антидетонаторов, содержащих свинец, что потребует времени на перевооружение производства и значительных капиталовложений в отрасль.
Тем не менее в России, по данным министерского отчета, в 199б году доля неэтилированного бензина в общем объеме производства составила 52,8 процента, а с начала 1997 года - 60 процентов. Однако, как объясняют специалисты, дело не столько в том, чтобы избавиться от вредных добавок. Этилированным бензином пользуются и в Европе. Причем во Франции, например, этилированный 95-й стоит 6,8 франка за литр, а неэтилированный 98-й - 6,6 (франк примерно равен тысяче российских рублей). Казалось бы, дорогой этилированный бензин должен не выдержать конкуренцию с более дешевым и лучшим. Однако многие водители Франции буквально вынуждены покупать именно 95-й, поскольку их машины созданы специально под этилированный бензин. Клапанная система таких автомобилей конструкционно использует отложения свинца как своеобразную твердую смазку и при переходе на неэтилированный бензин буквально в считанные дни выйдет из строя.
Норма на концентрацию свинца в этилированном бензине в Европе составляет 0,15 г на куб. дм, у нас чуть больше 0,17, а в Италии - 0,4! Если вспомнить, что этилированный "девяносто третий" мы уже не производим, то можно сказать, что Италию мы опередили.
И все-таки сегодня не просто декларируют об отказе от свинцовосодержащего антидетонатора, а ищут ему достойную замену. В качестве таковых применяют кислородсодержащие соединения - спирты и эфиры, используют азотосодержащие ароматические соединения - амины, ксилидины, а также антидетонационные присадки на основе марганца. Переход на более экологически чистые неэтилированные бензины сдерживает еще и отсутствие экономических стимулов и законодательной базы. Сегодня акцизы на оба вида бензина у нас одинаковы. Для торговцев это означает, что этилированный бензин ввозить коммерчески выгоднее, чем неэтилированный. Нет экономических средств стимулирования применения нетоксичных присадок и добавок для повышения октановых чисел и эксплуатационных свойств бензинов. А при выдаче лицензий АЗС неплохо было бы обязывать всегда иметь неэтилированный бензин...
За год до смены тысячелетий все крупные города страны обязаны будут перейти на использование только неэтилированного бензина, что повлечет немалые траты и со стороны автомобилистов (сегодня только нейтрализатор стоит не менее 8 млн. рублей). Успокаивает, однако, то, что в США аналогичную программу начали осуществлять с 1970 года, но повсеместный запрет на использование свинцовых присадок удалось ввести лишь с января 1996-го, т. е. через двадцать шесть лет!