Известный бард и поэт Александр Городницкий «по совместительству» является главным научным сотрудником Института океанологии РАН.
Именно на рабочем месте - и это в возрасте 77 лет! - застал его корреспондент «АиФ».
Живой океан
«AиФ»: - Александр Моисеевич, неф-тяную скважину в Мексиканском заливе удалось заткнуть. А если бы не удалось? Могла произойти планетарная катастрофа?
Александр Городницкий: - Если бы не справился человек, скорее всего, справилась бы природа. Благодаря своему химическому составу океанская вода способна перерабатывать углеводороды так, что через год-полтора следа от них не останется. Правда, масштабы аварии были беспрецедентны. Океан мог бы и не совладать с такими объёмами нефти, но нам тут просто не с чем сравнивать.
«AиФ»: - Вы занимаетесь океанологией. Где могут использоваться достижения этой науки?
А. Г.: - Я почти 20 лет руководил лабораторией, которая исследовала геомагнитное поле океана. Только одно это направление даёт три приложения. Первое - изучение строения планеты и движения континентов. Так был установлен и вычислен дрейф материков. А ведь это важно для прогнозирования тех же землетрясений. Скажем, Тихоокеанская плита со скоростью 5 см в год пододвигается под край Евроазиатской плиты. Катастрофическое цунами 2004 г., погубившее 235 тыс. человек, - следствие этого процесса. Возможно, следующее землетрясение, вызывающее цунами, произойдёт у нас на Камчатке.
Во-вторых, изучая геомагнитные поля океана, можно искать полезные ископаемые на шельфе. Этот метод мы успешно применяли в Каспийском море, в Баренцевом - на Штокмановском газовом месторождении. В-третьих, разработанная нами геомагнитная съёмка позволяет обнаружить экологически опасные объекты на дне морей и океанов. В 1947 г. союзники затопили химическое оружие Третьего рейха в Балтийском море, наивно полагая, что оно уйдёт под грунт и станет безопасным. А за 50 лет агрессивная морская вода разъела металлические оболочки, и жидкий иприт пошёл в воду. Восемьсот тысяч тонн иприта расстилаются по дну северных морей! Это скрывается нашими коллегами из прибалтийских стран - иначе кто же будет покупать у них рыбу? Но геомагнитная съёмка позволила обнаружить эти суда и уточнить их положение. Они трухлявые, рассыпаются на части, но их можно накрыть саркофагами и тем самым решить проблему.
Под водой живут монстры
«AиФ»: - Говорят, что человек уже космос изучил гораздо лучше, чем Мировой океан. Что там самого загадочного, на ваш взгляд?
А. Г.: - Я воспринимаю океан как живое, мыслящее существо. Мне близок этот образ, предложенный Станиславом Лемом в «Солярисе». Океан - прародитель жизни на Земле. Кстати, с ним связано открытие новой формы жизни уже в наше время. На больших глубинах, вблизи так называемых «чёрных курильщиков» (гидротермальные источники на дне океана, из которых под высоким давлением извергается горячая вода, с химическими элементами и минералами. - Авт.), обитают необыкновенные существа - вестиментиферы. Там абсолютная мгла, температура плюс 400 градусов, а они живут! Это нам необходимы солнце и кислород, а им ничего этого не надо. Они едят серу, а выделяют азот. То есть мы живём за счёт фотосинтеза, а эти ребята - за счёт хемосинтеза. И через миллиарды лет, когда Солнце погаснет и мы все отбросим коньки, эта удивительная фауна может дать начало новой цивилизации.
В океане масса интересного. Вот Марианская впадина: правда ли, что там на глубине свыше 9 км обитают не менее загадочные существа, перегрызающие тросы опускаемых батискафов? Такие догадки возникли, когда учёные погрузили туда видеокамеру и увидели ужасных монстров, после чего сигнал пропал. Почему химический состав океанской воды идентичен составу человеческой крови? Значит ли это, что все мы дети океана? Ну и есть ещё загадки, связанные с «Летучим голландцем», Бермудским треугольником и, конечно, Атлантидой.
«AиФ»: - Вы ведь, кстати, сами пытались искать Атлантиду. Каковы успехи?
А. Г.: - Это не были целенаправленные экспедиции. Мы занимались в Атлантическом океане совсем другими исследованиями и дуриком наткнулись на странные сооружения, напоминающие развалины древнего города. Они находились на вершине подводной горы Ампер, примерно в 500 км от Гибралтарского пролива. Потом мы ещё дважды спускались туда, но загадка осталась. Как геофизик я сформулировал для себя и обосновал модель гибели Атлантиды именно в этом месте. Кстати, с позиций науки пытаюсь объяснять не только миф об Атлантиде, но и некоторые библейские сюжеты. Например, гибель Содома и Гоморры. Считаю, это был реальный геологический процесс, погубивший два древних города в Мёртвом море. Или взять тьму египетскую. Она могла наступить вследствие длительного вулканического извержения, которое ограничило поступление солнечного света к поверхности Земли. Как видите, наука позволяет не только прогнозировать будущее, но и разбираться с прошлым.
Шоу-бизнес - не искусство
«AиФ»: - Александр Моисеевич, когда умер Вознесенский, выяснилось, что современная молодёжь его стихов толком не знает. С удивлением узнавали, что эстрадный хит «Плачет девочка в автомате» написан на стихотворение Вознесенского аж 1956 года! Вас эта ситуация удручает?
А. Г.: - То, что нынешнее молодое поколение меньше интересуется литературой, и в частности поэзией, объяснимо. Сейчас много отвлекающих факторов. Духовность уступает место прагматике, материальным интересам, поверхностным развлечениям. А высокое искусство становится уделом узкого круга интеллектуалов. Смещение акцентов - это, конечно, грустно, но, видимо, закономерно. Меняются времена - меняются приоритеты. Поскольку Россия последние 20 лет погружается в звериный капитализм средневекового характера, который якобы и есть цивилизованный мир, у нас наблюдается та же картина, что в США и других «развитых» странах. В итоге общество становится роботизированным, предсказуемым и более управляемым.
Вы спросите: для чего вообще нужна поэзия? Благодаря ей человек пытается разобраться в том, кто он есть в этом мире. Французская пословица утверждает: «Человека от животного отличает стремление ко лжи и искусству». Не знаю, как насчёт лжи, но искусство-то точно отличает нас от обезьян. Оно заставляет понимать категорию любви вне категории секса. А категорию успеха оценивать по признаку «как много ты сделал для других», а не «как быстро ты набил свои карманы». Россия всегда козыряла своей духовностью, своим особым путём. Мы могли бы всему миру подать пример, показать, как не надо идти на поводу у тех, кто пытается всем привить унифицированные и поверхностные пристрастия, но вместо этого сами позволили втянуть себя в пагубный процесс.
«AиФ»: - Вы один из основоположников авторской песни. Известно, что этот жанр возник как оппозиция советской эстраде. Что скажете об эстраде российской?
А. Г.: - Советская эстрада была полностью ангажирована властью, она обслуживала её интересы, идеологию. Но при этом она отличалась высоким профессиональным уровнем - композиторским, исполнительским. Современная же эстрада властью не ангажирована, но ангажирована шоу-бизнесом. И ещё неизвестно, что хуже. Ведь, как только эстрада превратилась в шоу-бизнес, она перестала быть искусством. Не может быть искусством то, что работает лишь на потребу платящим деньги.