Речь идет об изменениях в Законе Украины «О дорожном движении», которые обязывают владельцев мопедов с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров получить водительское удостоверение категории А1. Хотя до сих пор на такую малую кубатуру не нужно было никаких прав.
Получить именно эту категорию сейчас практически невозможно – курсов на А1 крайне мало, а если есть, стоимость обучения сравнима с ценой на мопед. Никто не понимает, почему законодательство запрещает людям водить мопед с правами на машину или водительским удостоверением других категорий.
- Мы против принятия Закона именно таким образом, без учета кризисных явлений, доведших малоимущих владельцев мототехники до низкого уровня жизни, а представителей малого бизнеса практически до банкротства, - завили владельцы мопедов на массовой акции на центральной площади Симферополя. – Мы требуем разрешить управление 50-кубовыми мопедами всем водителям, у которых есть хоть какие-нибудь водительские права, без дополнительного открытия категории А1.
Кроме обучения в автошколе, медицинского осмотра и получения справки о пригодности к управлению транспортным средством, власти требуют оплатить регистрационные документы и оформление номерных знаков, плюс услуги за осмотр транспортного средства. В общей сложности только на оформление этих бумаг пойдет две цены скутера!..
ГАИ говорит об опасности скутеристов. Однако это не подтверждает статистика. За первую половину минувшего года по Киеву в ДТП с мопедами погиб лишь один человек. Зато счет трупов в авариях с «взрослыми» машинами идет на сотни каждый месяц.
«Банальной выкачкой денег» называли новую украинскую регистрацию малокубаторной техники участники многочисленного мото- митинга в Днепропетровске:
- Средняя стоимость бэушного японского мопеда сегодня составляет 2 тысячи гривен. Теперь сравните – одна только постановка скутера на учет по новым правилам будет стоить порядка 1700 грн. Примерно столько же надо заплатить за курсы на категорию А1 и получение новых прав. А если у водителя еще нет водительских прав, он должен сначала пройти двухмесячное обучение по другой категории еще за 2 тысячи гривен, а только потом сдавать на права категории А1. Получается даже дороже, чем два мопеда - вообще полный бред!
Из-за такого беспредела с оформлением цены на скутеры стремительно падают. Например, очень неплохая «Хонда-Дио» подешевела вдвое.
- С такими ценами к лету любой пацан сможет продать черешню из родительского сада и купить доступный, копеечный мопед, - рассказывает корреспонденту Свободной Прессы» руководитель протестной акции в столице Крыма, молодой компьютерщик Николай Дусенко. – Молодежь наверняка не будет регистрироваться. Во-первых, убеждены, что их не поймают. Во-вторых, дешевле бросить скутер и купить новый, чем платить за права и нынешнюю регистрацию. В таких погонях резко повысятся ДТП.
Его друзья, строитель Сергей и туристический менеджер Александр также крайне возмущены процедурой оформления документации и получения новых прав: «Бюрократы хотят сломать стиль нашей жизни!»
Крымчане предлагают регистрировать скутера по упрощенной схеме, предоставив в инспекцию талон о покупке, как делают в Европе. И самое главное, надо предоставить школьникам и студентам возможность бесплатного обучения правилам дорожного движения в рамках программы А1. Свои требования с личными подписями участники митингов изложили в обращении к президенту Украины Виктору Януковичу и Департаменту ГАИ МВД. Сбор подписей продолжается на форумах.
До президентского ответа южные «табуреточники» обязались ограничиваться мирными акциями протеста. Хотя сотни скутеров в одной протестной апрельской колонне уже выглядели угрожающе.