Максима Денисова забрали у матери, когда он пожаловался учителю, что дома его будут ругать за плохую оценку
Два месяца восьмилетний Максим Денисов, проживающий с мамой в Нидерландах, провел в центре для трудновоспитуемых подростков. Поместили его туда после заявления школьных учителей о том, что мать негативно влияет на ребенка. Никаких официальных обвинений Татьяне Денисовой при этом предъявлено не было. Чтобы матери вернули сына, понадобилось вмешательство российского посольства. Теперь в течение года за условиями воспитания мальчика будет наблюдать специально назначенный опекун. Все это время Максим будет находиться с матерью, поместить его обратно в приют можно будет только по решению суда - если опекун посчитает его нахождение в семье «небезопасным» и уведомит об этом суд.
Татьяна Денисова живет в Нидерландах уже десять лет, однако она и ее 8-летний сын Максим, и 2-х летняя дочь Маша остаются гражданами России и находятся под юрисдикцией Российской Федерации. При этом, согласно законодательству Нидерландов, социальные работники имеют право принимать решения о временном помещении ребенка под государственную опеку в случае получения сигналов, например, из школы или от соседей, о том, что родители плохо обращаются с ним или негативно на него влияют. Гражданство родителей не имеет в данном случае значения.
Подробности этой истории нам рассказал заместитель председателя Российского детского фонда Дмитрий Лиханов.
«СП»: - Почему власти Нидерландов приняли такое решение в отношении Максима Денисова?
- Органы опеки учли совместное желание матери и ребенка жить вместе, но посчитали, что в семье есть некоторые проблемы. Например, что Татьяна неправильно воспитывает ребенка. Теперь наблюдать - правильно или нет, будет опекун.
«СП»: - А как Татьяна его воспитывает?
- Вся эта история началась с того, что Максим, получив плохую оценку, не пошел после уроков сразу домой. На вопрос учительницы, почему он задерживается в школе, он ответил, что его будет ругать мама, и он боится возвращаться домой. Учительница сразу, как и положено, сообщила об этом в местный общественный комитет, потом в организацию по защите прав детей при министерстве юстиции Нидерландов. После этого Максима и поместили в центр для трудновоспитуемых детей сроком на две недели под предлогом возможности обследования ребенка. В результате мальчик провел там почти два месяца.
«СП»: - Может быть, в семье ребенку, действительно жилось не очень хорошо?
- Никаких документов, медицинских справок или сообщений из полиции о фактах жестокого обращения нет. При этом мать не пьет, следов насилия, синяков на ребенке никогда никто не замечал. Они живут в хорошем доме. Татьяна не работает, но пособие, которое она получает за двух детей, позволяет в Голландии жить вполне достойно. Замечу, что, находясь в приюте, ребенок, все время плакал и просился к маме.
«СП»: - Как Максим сейчас себя чувствует? Нахождение в центре для трудновоспитуемых, не травмировало его?
- Для него это все, конечно, было очень тяжело. Мальчику всего 8 лет, а поместили его в центр для 16−18−летних детей. Неизвестно еще, чему он там научился. Думаю, что могут быть какие-то негативные последствия. Сейчас он очень рад, что мама наконец-то забрала его домой. Уже два дня ходит в ту же школу, что и раньше. Сама Татьяна тоже довольна, что вернула сына.
«СП»: - Какие у нее дальнейшие планы?
- Она говорила, что если ребенка отдадут, то она хочет уехать в Россию. С отцом детей в Голландии они расстались, а в Подмосковье у нее живет мама. Однако, возможно, суд предпишет ей в течение этого года не выезжать из Нидерландов.
Напомним, недавно похожий случай произошел в Финляндии. 19 февраля 2010 года местные органы опеки забрали сына россиянки Инги Рантала и финна Вилли-Пекка Рантала в приют. Это произошло после того, как мальчик рассказал в школе, что может уехать из Финляндии в Россию с мамой. Ингу Рантала в связи с инцидентом допрашивали в полиции. В отношении женщины было возбуждено уголовное дело. Ребенка хотели отдать на воспитание в другую семью. Ситуацию удалось уладить лишь после вмешательства российского МИДа и уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова. Сейчас 7-летний Роберт снова живет вместе с родителями. Мальчика не будут насильно возвращать в приют. До решения суда он останется в родительском доме, куда убежал со школьных занятий
Там же, в Финляндии, произошел и еще один крупный скандал. В 2008 году россиянка Римма Салонен после развода с финским мужем Пааво вывезла их общего ребенка в Россию без его разрешения. Они поселились в Нижегородской области, где финн их выследил и 12 апреля 2009 г. вместе с сообщниками похитил ребенка, а затем в багажнике дипломатической машины сотрудника генерального консульства Финляндии в Петербурге Симо Пиетиляйнена тайно вывез на родину. В ответ на эти действия в России на Пааво было заведено уголовное дело.
Через несколько дней после того как Пааво вернулся с Антоном в Финляндию, финский суд по заявлению мужчины возбудил уголовное дело против Риммы, лишив ее родительских прав. Конфликт между бывшими супругами до сих пор не урегулирован.