Рано утром в Северо-Западном округе столицы неизвестные напали на «временное общежитие для проживания трудовых мигрантов». В форточки комнат забросили два взрывных устройства. Их мощность, по предварительным данным, эквивалентна 300 граммам тротила. Согласно различным источникам, пострадали двое или трое граждан Таджикистана. Как сообщает агентство «Интерфакс», сейчас жизни двоих раненных ничего не угрожает.
По данным агентства, столичные медики оказывают необходимую помощь 43-летнему и 20-летнему уроженцам Таджикистана. Источник в медицинских кругах столицы сообщил, что у обоих мужчин минно-взрывные травмы, осколочные ранения.
«43-летний уроженец Таджикистана доставлен в 67-ю городскую больницу в тяжелом состоянии. У него закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, осколочное ранение конечностей, грудной клетки и живота», — цитирует «Интерфакс» слова источника. Он уточнил, что у его молодого соотечественника, кроме того, рана глазного яблока.
Взрыв произошел в здании по адресу улица Фабрициуса, дом 2, в одноэтажном строении. По факту — это отселенное здание, непригодное для жилья. Как сообщается, здесь было оборудовано «временное общежитие для проживания трудовых мигрантов, работающих на территории округа дворниками».
Основными подозреваемыми стали члены неформальных молодежных националистических группировок, так называемые скинхеды, сообщают источники в правоохранительных органах.
«Нападавших было двое. Это молодые люди крепкого телосложения, славянской внешности, с короткими стрижками. Они бросили в окна общежития по одному взрывному устройству, после чего скрылись», - отметил он.
На форумах нацистской направленности этот взрыв приписывают организации «НОРНа». «Кто-то уже отмечает день рождения 18 [Адольфа Гитлера]!», - комментирует новость пользователь с никнеймом ПосоХ. Юзер kalmik пишет: «Считай кило выброшен на ветер. А скорее всего скромно преувеличен раз в 10. Лучше бы на рыбалку сходили».
В таджикской диаспоре поддерживают версию, что за этим преступлением стоят радикальные националисты, однако с выводами не спешат — верят, что исполнителей найдут работники силовых органов. Каромат Шарипов, председательобщероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» рассказал в интервью «СП», почему в России сильны антииммигрантские настроения, и как сами таджики предлагают решать проблему межнациональной преступности.
«СП»: — Вы поддерживаете версию, что это были скинхеды?
Мы не должны опережать ситуацию, там работают компетентные органы. Мы недавно стали свидетелями, что был убит судья. Если они с судьей справились, то с трудовыми мигрантами это легче.
Вопрос со скинхедами надо давно решать, власть сегодня стоит крепкая, умные люди у власти, но почему-то не хотят это остановить. Они же без труда находят человека, у которого нет регистрации, и закрывают его на 20 дней в спецприемник. Закрывайте также всех скинхедов на 20 суток, они там дадут показания, и можно будет найти заказчиков и организаторов. Видно, власть заинтересована, чтобы это продолжалось — убийства, взрывы. Но тут другая беда — сегодня пострадали только мигранты, но к ним могли же придти в гости местные, граждане России, они также и погибли бы.
«СП»: — На видео с места событий показано, где жили мигранты — то ли в отселенном помещении, то ли вообще в каком-то сарае, явно не приспособленно для жилья. Насколько я понимаю, это нормальная ситуация для Москвы?
— Те условия, в которых сейчас проживают трудовые мигранты, особенно из Таджикистана, выгодны работодателям. Да и один работодатель без помощи властей, без помощи МВД ничего не сделает. Мы должны понимать, что это происходит из-за коррупции, с которой ведет борьбу лично президент Медведев.
Это зараза, если сравнивать с организмом человека, опухоль, которую уже надо вырезать. Людей, которые требуют взятки, надо не просто снимать с должностей, надо их сажать. Если человек ворует мешок муки, его сажают, а этих никто не трогает. Есть конкретный пример — УВД Сокольники. Его начальник курирует десятки объектов строительных компаний. Когда таджики приезжают туда на заработки, их закрывают в отделении милиции, а потом сажают в тюрьму.
«СП»: — А кто расселяет в этих зданиях с заколоченными окнами, в отселенных домах?
— А вы вспомните дело майора Евсюкова. Когда он открыл стрельбу в супермаркете, его начальник, генерал Пронин, выступил, что это лучший офицер в системе МВД. Вот такие люди и курируют расселение трудовых мигрантов.
То, что происходит во всех сараях, во всех магазинах, независимо, пятерка это или копейка, ничего не делается без ведома местных властей. Чиновники всегда готовы на все ради денег. Поэтому в Коране написано — кто сильно любит деньги, пусть лучше не ходит в мечеть, и не читает молитвы. Для меня этих людей нет, они все безбожники. Там дом брошеный — можно заселить кого угодно, милиция никогда туда не придет. Дом под снос, там можно и взрывать, там можно все делать.
«СП»: — Как вы считаете, есть какой-то способ решить эти проблемы?
— Если в восточном округе в системе ЖКХ работает 80% таджиков, значит, пора начальника этой системы ставить таджика. Чего вы боитесь? Я сразу могу сказать, что он меньше будет воровать. Потому что зарплату будет выдавать администрация города, а он этих денег не увидит. А посредники исчезнут, преступность меньше станет, всем будет хорошо.
Можно вокруг общежитий мигрантов выставить дружинников из самих таджиков, работать совместно с МВД, чтобы была безопасность не только для общежитий, но и для расположенных рядом домов с гражданами России. Не хотят, потому что им это невыгодно.
Почему 90% мигрантов живут в таких ужасных условиях, как они жили, например, на территории Черкизовского рынка? Где УФМС, почему они не обращают внимания? Они никогда в такие общежития не поедут, потому что им ни одного шага сделать не дадут, даже допуска в эти здания не будет.
«СП»: — А как на это смотрят власти Таджикистана и других стран, откуда в Россию едут иммиграты?
— Таджикистан на это все закрывает глаза. Я считаю — если власти отправляют сюда своих граждан, пускай с ними едут хотя бы два-три сопровождающих из министерства труда, пускай отвечают за них, где их разместили и куда они пошли работать. Если рабочих мест нет — пусть звонят господину президенту, отправьте самолет, забирайте, они здесь не нужны.
— И надо добиваться — если таджик приехал, он специалист, он должен зарабатывать не 15 тысяч рублей, работая 20 часов в сутки, а нормальные 40-50 тысяч. Нет таких денег — отправляйте назад людей. И тогда будет уважение к трудовым мигрантам, не будет ни убийств, ни взрывов.
В целом можно констатировать, что неквалифицированные мигранты, выполняющие в Москве простые работы, живут в рабских условиях. Корреспондент «СП» неоднократно видел «временные общежития для работников ЖКХ» в Москве и других городах России. Как правило, это непригодные для жизни помещения: отселенные дома, подвалы или съемные квартиры, где плотность населения можно сравнить разве что с переполненными следственными изоляторами недавнего времени, по 40 человек на однокомнатную квартиру. Кто их так размещает и под чьим контролем живут дворники — можно без труда догадаться.
Факты и слухи о посредниках, торгующих живым товаром, о рынках, где можно приобрести сотню-другую людей из среднеазиатских республик, регулярно обсуждаются в СМИ, но до суда такие дела доходят редко.
Сами граждане России в большинстве своем относятся к приехавшим на заработки с неприязнью — соцопросы показывают, что до 60% россиян испытывают негативные чувства к «чужакам». Часто эти настроения приводят к нападениям на иностранцев, не всегда таким громким, как сегодняшний взрыв. Но правозащитники отмечают, что только за январь — март 2010 года было зафиксировано 45 нападений на почве ксенофобии, итогом которых стали 12 погибших и 43 пострадавших.