Дураки на дорогах - слившаяся в едином порыве традиционная формулировка двух главных российских бед уже давнехонько является одной из верхних строчек в трагическом списке причин смертности в стране. За 2009 год в больше чем 200 тыс. дорожно-транспортных происшествиях в России погибло более 26 тыс. человек, а ещё более 250 тыс. получили ранения. А численность погибших с 1990 года превысило 600 тыс. Для сравнения за весь отрезок времени двух чеченских войн официальные потери со стороны российской армии и силовых подразделений составили примерно 10 тыс. боец и офицеров. Большинство сообщений об авариях уже не вызывают ни какого общественного внимания, и составляют обычный фон ежедневного информационного потока. Привыкнув к тому, что кончина на дороге обычное явление, российские граждане, тем не менее, покупают все новые и новые автомобили (кризис не помеха - припарковаться у собственного дома на практике нет возможности), и смирно каждый день садятся за руль. Причем, к сожалению, аккуратность вождение некоторых водителей, нимало не является гарантией их собственной безопасности на дороге. Буквально этой ночью произошла трагическая погибель известного актера театра и кино Юрия Степанова. Когда он поздненько ночью на своем автомобиле ВАЗ-2104 остановился на перекрестке, позади в него врезался авто Mazda, потом чего "Жигули" выкинуло на встречную полосу, где в него врезался автоагрегат ВАЗ-2110. От удара артист погиб на месте, а его благоверная получила тяжелейшие ранения. По факту аварии возбуждено уголовное занятие по статье "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности конец человека". Слово «неосторожность» в нем изрядно смущает, по-честному это называется разгильдяйство и вредительство, но обтекаемость формулировок и мягкость санкций – отличительная черта российского законодательства в сфере безопасности движения. Хочется верить, что шофер иномарки, кем бы он ни оказался, понесет заслуженное наказание. Хотя, если бы это была бы представительская либо служебная машина, разрешено было бы практически не сомневаться, что в аварии обвинили бы самого актера. Примеров того как «крутые» водители и пассажиры избегают ответственности за ДТП столько, что обычные водители останавливают свой выбор более того не связываться в таких случаях с правоохранительной и судебной системой – результат понятен заранее. Это за рубежом в таких случаях возмездие неминуемо, будь ты хоть сыном президента, премьера или мультимиллиардера. А в России все, чаще всего, решается с помощью некоторой увесистой пачки денег или одного телефонного звонка. Единственный шанс у потерпевших в случаях «статусной» аварии – если сама авария получит громадный социальный резонанс. Так произошло с автокатасрофой на Ленинском проспекте Москвы в районе площади Гагарина, где столкнулись Mercedes S-класса вице-президента, главы службы безопасности «Лукойла» Анатолия Баркова и Citroen C3 с двумя женщинами, которые погибли в результате столкновения. Первоначальная версия ГИБДД была проста и очевидна – в аварии повинен водитель Citroen. Но потому что сюжет об аварии показали по центральным каналам, то история получила окончательно не тривиальное продолжение. Расследование стало известия Главное следственное управление ГУВД Москвы. Уже сквозь немного дней женщин признали не виновными, а пострадавшими. Нашлись свидетели, которые видели прямо миг аварии и утверждают, что виновником ДТП стал аккурат Mercedes, тот, что выехал на полосу встречного движения. Свое расследования начала и Федерация автовладельцев России. Но уже появились сообщения, что камеры наблюдения на этом участке трассы странным образом все уничтожены и демонтированы. И сегодня не понятно, есть ли у следственных органов видеозапись катастрофы или нет – они несложно молчат. Благодаря общественному резонансу следствие быть может и будет доведено до конца. Но даже если в данном конкретном случае верность и восторжествует, то это, с немалый долей вероятности, не станет прецедентом для всех последующих подобных дел. Система управления безопасностью дорожного движения «извращена» и недееспособна сама по себе. Реформировать ее практически бесполезно – необходимо трансформирование без малого каждого уровня – проще разогнать и сотворить заново. А еще проще переименовать. В советское момент «Государственная автоинспекция» при всех своих недостатках хотя бы соответствовала названию, а в нынешней аббревиатуре ГИБДД среднюю букву давно пора заместить на О, отбросив предлог «без», так будет хотя бы по-честному.