6 июня в нижнюю палату парламента России поступил законопроект об официальном откупе от службы за 1 миллион рублей, подготовленный депутатами от ЛДПР. Предлагается внести поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе», дающие возможность официально освобождать от армии призывников, перечисливших на счет минобороны 1 миллион рублей. Поскольку служат сейчас в армии и на флоте всего один год, то освобождение от выполнения патриотического долга оценено примерно в 83 тысячи рублей в месяц.
Первый заместитель председателя фракции ЛДПР в Государственной думе Максим Рохмистров в заявлении для журналистов так пояснил идею законопроекта:
- Почему минобороны не может перейти на котрактную армию? Не хватает денег в бюджете. В то же время все схемы с использованием финансов для откоса от армии реально работают, но эти деньги попадают в карманы коррупционеров. Взятки так распространены в этой сфере, что трудно набрать призывников для службы. Пусть уж лучше эти деньги попадают в бюджет. На них можно будет нанять тех, кто хочет служить. Все равно те, кто решил откосить от армии, идут на преступление взядкодательства. Так уж лучше узаконить это. К тому же такое нововведение сузит базу коррупции в армии.
По мнению Максима Рохмистрова, откуп от службы найдет своих адептов не только среди тех, кто не сумел поступить в институт с первого раза, но и среди тех, кто закончил вуз, устроился на перспективную работу и не хочет ее потерять: многие в данном случае согласятся отдать миллион минобороны, лишь бы оно не заставляло служить Родине.
Инициативу ЛДПР поддержали в Национальном антикоррупционном комитете. Егопредседатель Кирилл Кабанов даже проявил трогательную заботу о личном бюджете «откупников». Он заявил в прессе, что платеж за такую отсрочку призывники должны вносить не единовременно, а иметь возможность платить по частям - например, в течение 10 лет. Кабанов особо подчеркнул:
- Несмотря на то, что сейчас размер взятки за отсрочку составляет порядка 160-180 тысяч рублей, что, конечно, меньше предлагаемого Думой миллиона, молодой человек, заплативший эту сумму, официально сможет не бояться уголовного преследования за взятку в особо крупном размере. Кроме того, он будет уверен, что его деньги не вылетят в трубу, и его точно не призовут.
Глава НАК развивает идею ЛДПР так: для того, чтобы родители и сами молодые люди делали свой выбор в пользу более дорогого, но надежного способа откупа от армии, необходимо сделать его в виде налога. Например, по аналогии с тем, который раньше платили за бездетность. Тогда, мол, молодые менеджеры, закончившие университет, будут спокойно отчислять по 8-9 тысяч рублей ежемесячно из своей зарплаты за «нежелание служить» и не бояться повесток из военкомата.
Само министерство обороны пока не отреагировало на предложение ЛДПР. Но членобщественного совета при министерстве обороны Игорь Коротченко,который, как правило, озвучивает точку зрения, близкую к официальной, высказался резко, но точно:
- Идея данного законопректа такого же порядка, как и попытки легализовать проституцию.
- Если правовые преобразования в обществе будут идти по логике «откупного» законопроекта, - поделился с корреспондентом «СП» своим мнением военный юрист подполковник юстиции Николай Головня, - то в дальнейшем можно ожидать предложений о легализации киллерства (потому что заказные убийства стали неотьемлемой реальностью сегодняшней «свободной» жизни), индульгенции за экономические преступления (ведь без них не сколотишь «приличный капитал»), ну и так далее. Но дело даже не в этом. Нам говорят: нововведение сузит базу взяточничества. Не факт. Те, у кого достаточно миллионов, откупятся официально. А для менее богатых людей будут развиваться и дальше «услуги подешевле» за откосы по медицине, по семейному положению и прочее. То есть, предлагаемый законопрект единую, пока еще общую призывную базу развалит, а панацеей от коррупции не станет. К тому же данный законопроект, если будет принят, приведет тому, что в армии будут служить только бедные люди, а все состоятельные родители станут попросту откупать своих детей от призыва. Это усилит раздрай в обществе, обострит социальные противоречия, которые и так уже сильно искрят.
Есть и другие опасения. Например, непонятно, как проконтролировать процесс и на какие именно цели пойдут деньги «откупников». Может получиться так, что зяточничество узаконят, а проблемы призыва не решат.
И последнее - на мой взгляд, самое главное. Российская армия имеет свой менталитет, вернее, дух, который скалдывался истороически и должен простираться в будущее. Его сердцевина — идея самоотверженной защиты Отечества — несовместима с рынком, коммерциализацией, откупом, подкупом и т.п. Кстати, «откупная» практика, присущая торгашам-рыночникам, считающим, что все продается и все покупается, имеет неразрешимое противоречие с воинской деятельностью, в процессе которой люди точно знают, что в бою ни за какие деньги ни купишь ни армейского мастерства, ни храбрости, ни даже секунды жизни. Конечно, взятка в околовоинской среде, как и любой другой, была всегда, но отторгалась и презиралась основной массой служивых, как гниль или ржавчина. Если ее узаконить, то обвально усилятся деградационные процессы в самом воинском духе нашей армии.
Год назад большинство депутатов Государственной думы, видимо, понимали это. Во всяком случае в марте 2009 года они не «купились» на призыв партии «Правое дело» ввести денежную компенсацию взамен службы в армии. Тогда тоже выдвигались благие цели: мол, таким образом средства, наполняющие в виде взяток карманы сотрудников военкоматов, можно будет направить на насущные потребности армии — нормально одеть и накормить тех новобранцев, которые будут реально служить.
Где и как откупаются от армии
Ни в США, ни в Германии, ни в других развитых странах «откупного» законодательства нет.
По данным российского Forbes, лишь несколько государств, в основном, постсоветских, внедрили в жизнь таку придумку.
В Киргизии каждый, кто не хочет служить, официально платит 262 доллара, проходит в течение месяца подготовку в учебно-тренировочном центре и получает военный билет. Доход от несостоявшихся срочников тратится на будущих новобранцев.
В Узбекистане такая «услуга» стоит 537 долларов. Всех откупившихся ставят на учет – их призовут в случае чрезвычайных ситуаций.
В Монголии в армию можно «не ходить» за плату, эквивалентную 690 долларам. Платят и те, кто имеет законное право на освобождение от армии – например, по религиозным причинам или как единственный кормилец в семье. Для них такса в два раза ниже.
В Грузии призывники имеют право получить две отсрочки на год – по 1100 долларов каждая.
В Турции плата за «пацифизм» равняется 10 000 евро.
В Греции служить должны все, независимо от возраста. Те, кто по каким-либо причинам не попал в армию до 35 лет, после могут отслужить всего 45 дней, а за оставшийся срок службы заплатить – по 810 евро за месяц.
В России неофициальная такса, за которую можно получить «белый билет», составляет от 3000 до 4500 евро в качестве взяток.