Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь.
История Николаевской Антониевой обители на сегодняшний день еще не написана, во всяком случае, она не отражена в литературе так ярко, полно и интересно, как того заслуживают почти пять с половиной веков ее существования. Тому можно назвать несколько причин.
Во-первых, в послереволюционное временя Николаевский Антониев монастырь был разорен и разрушен, не проводилась музеефикация его объектов, не собирались материалы и сведения по его истории. Как архитектурные шедевры монастыря, так и сама память о нем оказались ненужными и невостребованными.
Во-вторых, на данный момент в научный оборот введен сравнительно ограниченный круг письменных источников, рассказывающих о монастыре. Практически все, кто обращается к прошлому обители, опираются на свидетельство «Летописца о зачатии Бежецкаго Верха Николаевского Антониева монастыря…», повествующего об основании монастыря и раннем периоде его истории, а также на сведения, приведенные в «Историческом описании Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря…», составленном игуменом Анатолием (Смирновым) и изданном в Твери в 1883 году.
В-третьих, сравнительно недавно произведенные археологические работы на территории обители (90-е гг. XX века) еще, видимо, не приняты во внимание должным образом ни научной общественностью, ни властями.
Потому мы сегодня не много знаем по истории Николаевского Антониева монастыря. Известно, что он был основан в конце XV в. старцем, пришедшем, вероятно, из прославленной Кирилло-Белозерской обители, так как монастырский летописец указывает, что преподобный Антоний был из «страны Белозеския». Оказавшись в городе Городецк Бежецкого Верха (пограничье новгородских и тверских земель), старец занемог. По излечении от болезни он решил поселиться недалеко от города в уединенном месте. К нему стали стекаться люди, вскоре собралась братия, и возник монастырь.
Согласно монастырскому Летописцу, основную роль в устроении обители сыграли местные бояре Неледенские-Мелецкие. Но, анализируя политическую ситуацию конца XV в., более вероятно выглядит участие князя Андрея Большого Углического в создании монастыря на землях его удела.
Андрей Большой - младший брат Ивана III, создателя единого Русского государства, строителя московского Кремля - тоже являлся весьма заметной фигурой на политической арене того времени. И, скорее всего, только князю, а не местным боярам-вотчиникам было по силам выстроить такой мощный и выдающийся по своим архитектурным показателям храм, как Никольский собор Антониева монастыря. Таким образом, версия В. П. Выголова о покровительстве Андреем Углическим строительству новой обители в его землях выглядит правдоподобной. Причем, основание обители в 1461 г. совпадает с получением Бежецкого Верха в наследственное владение этого местного правителя (1462 г.). В церковном управлении Бежецкий Верх (Бежецкая пятина или Бежецкий ряд), а, следовательно, и монастырь зависели до 1776 года от Новгородской кафедры (подавляющее число игуменов Антониева монастыря были выходцами из новгородских монастырей; согласно старинным расходным книгам монастыря, в XVI – XVII вв. Николаевский Антониев монастырь жил по общежительному монастырскому уставу, введенному в монастырях Новгородской епархии арх. Новгородским Макарием в княжение Василия III).
Наличие в Николаевском Антониевом монастыре уже в XV-XVI вв. двух каменных строений (главного Никольского храма с пределом и церкви св. влкм. Димитрия Солунского с трапезной), богато украшенных икон, разнообразной богослужебной утвари, богатых священнических облачений и богослужебных книг (имелось 11 напрестольных Евангелий, часть которых была украшена золотом, серебром и бархатом), значительных земельных наделов и различных монастырских служб (среди которых мельничные и «солодяничные») ставят его в один ряд с крупнейшими обителями того времени.
XVI – XVII вв. – это время развития, если не расцвета, Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. В обитель вносят пожертвования как местные землевладельцы, так и представители именитых боярских родов (среди вкладчиков монастыря были кн. Андрей Большой Угличский, бояре Нелединские, архим. Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы). За счет передачи в собственность монастыря сел и деревень растет его вотчина (в 1564 г. монастырь имел 149 деревень, а в них 215,5 вытей), усиливается его экономическое благосостояние и влияние в крае. На территории обители возникают новые здания (в конце XVI в. строится церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тоже с трапезную и с разными службами; устраивается трехпрестольная надвратная церковь в честь Вознесения Господня, св. влкмч. Димитрия Солунского и св. благ. кн. Бориса и Глеба - последняя в 1650 г. переосвящена в честь Алексия человека Божия; некоторые другие церкви, каменные кельи и ограда, и прочие постройки), формируется Некрополь монастыря. С конца XVII века в монастыре учреждена архимандрия (или архимандрития – наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень), хотя, вероятно, и не без усердного ходатайства его влиятельных вкладчиков.
Но XVI век принес для земель Бежецкого Верха, на территории которого находился монастырь, и разорение и беды. Войско опричников Иоанна IV Грозного прошлось темной волной по этим землям, неся смерть многим местным землевладельцам и их людям. Хотя позднее богобоязненный правитель не раз жертвовал в обитель преп. Антония богатые дары, в том числе и на поминовение убитых им «опальных людей» (например, 12 небольших икон в серебряных окладах). Кроме того, последняя треть XVI столетия ознаменовалась сильнейшим экономическим кризисом, вызванным не только рядом социально-экономических причин, но и эпидемией, и неурожаем. И как следствие имел место резкий демографический спад и значительное запустение земель.
XVII век – смутное время в истории России. Польские интервенты поставили под угрозу сохранение русской государственности и культуры. Локально отразились страшные события того времени и на истории монастыря, стоящего среди лесов у впадения реки Могочи в реку Неледину. От ватаг разбойничьих шаек казаков и поляков монастырские власти пытались откупиться деньгами, но сберечь монастырь и его вотчины от разорения все же не удалось (еще в конце XVI века наметилась тенденция сокращения численности населения монастырских вотчин, уменьшилось число братии, многие монастырские деревни превратились в пустоши). А в 1611 г. произошла трагедия: монахи были убиты (в старинном синодике записано 26 убиенных монахов), монастырские села и деревни сожжены. Лишь во второй половине XVII столетия начинается постепенное возрождение монастыря и его владений. По переписи 1678 года за монастырем значилось с селами и сельцами 103 селения, которые насчитывали 614 дворов (вероятно, Николаевский Антониев монастырь относился к разряду крупных монастырей, которые насчитывали от 100 до 1 000 крестьянских дворов). Однако в XVII веке государственная политика по отношению к монастырям строилась с учетом социальных требований дворянства и потребностей самой власти, прежде всего финансовых, поземельных, дворцовых, военных и прочих. Поэтому главным направлением политического курса правительства становится учет церковных вотчин и крестьянских в них дворов, контроль за монастырскими имуществами, доходами и расходами монастырей.
Особенности жизни и развития Николаевского Антониева монастыря в XVIII – XIX вв. укладываются в общий контекст отечественной истории, сведения о которых можно найти в доступной исторической литературе. Скажем только, что в этот период проводилось дальнейшее архитектурное благоустройство обители: строились и перестраивались монастырские стены и башни, братские и настоятельские кельи; благоустраивался, поновлялся и видоизменялся храмовый комплекс; расширилась площадь монастыря. Наибольшее число людей, находящихся на содержании монастыря, пришлось на 1720-е годы: монашествующих насчитывалось 72 человека (в т.ч. 10 иеромонахов) и прочих служителей – более 100 человек. По первой переписи (ревизии) населения, проведенной в 1722 году, за монастырем числилось 4 031 душ муж. пола, а по третьей – 1762 г. – 4 620 душ. Во владении монастыря находились скотный двор, на котором содержались козы, лошади, коровы и быки, овцы и ягнята, 5 мельниц, несколько подворий (в т.ч. Антониев монастырь участвовал в строительстве подворья для новгородских архипастырей и настоятелей в Санкт-Петербурге), приписной монастырь и 2 пустыни, земельные угодья.
Однако с началом государственных преобразований Петра I, которые затрагивали и церковно-монастырскую сферу, хозяйственное благосостояние Николаевского Антониева монастыря начало постепенно понижаться. Росло государственное налогообложение, росло число «доимочных платежей», кроме того, монастырь был обложен различными церковными сборами. Баланс между доходами, расходами и налогообложением в хозяйственно-экономической жизни Антонева монастыря был нарушен настолько, что в 1724 году новгородский архиерейский дом взял его под свою опеку, а фактически приписал его к себе. Только в 1727 году, по прошению сановитых и именитых монастырских вкладчиков (среди которых был сенатор Ю. С. Нелединский-Мелецкий), Антониеву монастырю были возвращены и самостоятельность и архимандрития. Но уже реформа Екатерины II (1764 г.), направленная на перевод всей монастырской собственности в государственную, лишила в числе прочих и Николаевский Антониев монастырь былого значения крупнейшего землепользователя, хотя по штатам он и был включен в число монастырей 2 класса (на 1766 г. монастырю принадлежало 14 600, вместе с лесными угодьями, десятин земли).
Далее, в ходе губернской реформы Екатерины II, в 1764 г., село Спас на Холму перестало быть вотчиной Антониева монастыря. В 1776 году был издан Указ № 14420 о переименовании сел Весьегонска и Спас на Холму городами и о присоединении их к Тверскому Наместничеству. Указ гласил: «Пользы ради и для вящей выгоды жителям учрежденного Тверского Наместничества… разделить Бежецкий уезд на две части, оставив часть при городе Бежецке в 28336 и приписав к селу Красный Холм 25139 душ, именуя это село городом…». Таким образом, за бывшим селом Спас на Холму закрепляется новое название – Красный Холм, село преобразовывается в город-центр Краснохолмского уезда Тверского Наместничества, затем Тверской губернии. В 1778 году был утвержден регулярный план нового города, охвативший большую территорию, включавшую древнее село (на северном краю города), Антониев монастырь (на южном конце) и три деревни-слободы, располагавшиеся между ними – Глунцовскую, Никольскую и Бортницкую. Таким образом, Николаевский Антониев монастырь, бывший в свое время солидным вотчинником, фактически вошел в городскую черту Красного Холма, что в свою очередь способствовало новому перераспределению собственности монастыря. На протяжении последующих десятилетий (конец XVIII – первая половина XIX в.) регулярный план был осуществлен лишь частично. По существу, была реализована только та часть плана, которая касалась северной части города, охватывавшей территорию древнего села Спас на Холму и несколько кварталов к югу от него, в основном на правом берегу Неледины. И хотя в 1781 году был утвержден герб г. Красный Холм, уже в 1796 г. Краснохолмский уезд был упразднен, а его территория была поделена и включена в состав Бежецкого и Весьегонского уездов Тверской губернии. Город Красный Холм становится заштатным. В 1836 году Николаевский Антониев монастырь был переведен в III класс штатных монастырей: монастырь состоял в епархиальном управлении, надзор за ним осуществлял благочинный над монастырями, управлял таким монастырем игумен.
Несмотря на довольно напряженную хозяйственно-экономическую жизнь, в XVIII – XIX вв. Николаевский Антониев монастырь играл роль духовного и просветительского центра округи. В 1783 г. в монастыре была отрыта церковно-приходская школа, а в период с 1809 г. по 1834 г. действовало духовное училище. К XIX в. монастырская библиотека насчитывала более чем 300 печатных книг и 2 рукописные, имела богатый старинный рукописный архив за XVI, XVII, XVIII века.
Конец XIX века стал временем, положившим начало изучению истории этой древней обители Тверской епархии.
XX век – мученический период для всей Русской Православной церкви, стал он таковым и для Антоньева монастыря. Обитель прекратила свое существование, весь архитектурный комплекс был разгромлен и исковеркан до неузнаваемости. Даже 60 - 70 годы ХХ века – время возрождения интереса к отечественной культуре и ее памятникам – не принесли положительных изменений в судьбе обители. Только в 90-е гг. о Николаевском Антониевом монастыре, благодаря уникальности его Никольского собора, памятника архитектуры XV в., заговорили на конференциях, появились публикации на страницах научных периодических изданий. Может быть, именно этот шедевр архитектуры и первый храм монастыря станет тем флагманом, который наконец-то выведет старинный монастырь из безвестности и запустения последних лет, ведь над множеством проблем русской жизни и испытаний для ее духовности и культуры всегда пророчески звучат слова М. Ф. Достоевского: «Красота спасет мир».
[ Получить прямую ссылку на новость ][ Скрыть ссылки ]
|