В недавней революции в Кыргызстане компания Microsoft тоже сыграла свою роль, когда помогла спецслужбам закрыть оппозиционную телестанцию. О том, как развивались события на киберпространстве Киргизии в последние месяцы, рассказал журналист и блогер портала Forbes.
«Руформатор» представляет перевод статьи журналиста Forbes Джеффри Карра (Jeffrey Carr), посвященной тому, как редмондовский гигант помогал спецслужбам Киргизии бороться с оппозицией.
В моем предыдущем посте о революции в Киргизии я заметил, что этому событию не хватило только кибератак, которые были бы вполне уместны. Теперь, благодаря своим источникам в Центральной Азии, я вижу, что администрация Бакиева оперативно прикрыла все медиаресурсы оппозиции за несколько недель до революции 7 апреля - что и неудивительно.
Удивительно то, что Microsoft помогла Бакиеву это сделать. Если по существу – представители Microsoft в Киргизии участвовали в закрытии властями оппозиционных медиаресурсов за пять дней до восстания.
Вот как все было.
22 декабря 2009 года
Киргизский журналист Геннадий Павлюк «был сброшен неизвестными с шестого этажа жилого дома со связанными руками и ногами» после того, как пообещал создать новый медиапроект в онлайне и офлайне для того, чтобы восстановить понятие «свобода слова» в Кыргызстане. Офицер госслужбы национальной безопасности (ГСНБ) Киргизии Алдаяр Исманкулов является сегодня главным подозреваемым в этом убийстве.
10 марта 2010 года
LiveJournal.com, новостное агентство Fergana.Ru, Centrasia.Ru, Tsentraziya.Ru, Azattyk.kg, White Sail и веб-страница «Белый парус» были блокированы. Также была отозвана лицензия радио «Азаттык» киргизскими властями.
25 марта 2010 года
Парламент Кыргызстана принял закон, который позволяет ГСНБ прослушивать любые телефонные разговоры и просматривать сообщения электронной почты без ордера. В дополнение к этому операторы сотовой связи и провайдеры Интернета теперь обязаны за свой счет обеспечивать беспрепятственный доступ служащим ГСНБ к любому оборудованию и ПО для проведения подобных операций.
1 апреля 2010 года
К первому апреля независимая журналистика в Киргизии была уничтожена – как в офлайне, так и в онлайне. Статья на портале «Фергана.ру» называет 10 марта началом «режима молчания». Следующая цель – казахский видеопортал «Стан-ТВ», который вещал по всему Кыргызстану.
И здесь на сцену выходит Microsoft. Согласно информации местного информационного агентства24.kg, вооруженные сотрудники правоохранительных органов и представитель Microsoft прибыли с ордером от генпрокурора Кыргызстана для того, чтобы опечатать оборудование на телестанции. Это включало в себя и конфискацию личных ноутбуков сотрудников, которые в это время находились внутри, так как по заявлению представителя Microsoft, на них могли быть установлены пиратские версии программ Microsoft. Видеопортал был закрыт, ожидая окончательного легитимного решения. Официальные представители «Стан ТВ» прокомментировали это так: «Мы понимаем, что действия полиции, возможно, были связаны с нарушением стандартных процедур, но мы не сопротивлялись. Мы просим помощи у организаций по защите прав человека», - добавил Кирилл Степанюк, шеф-редактор «Стан-ТВ».
«Комитет защиты журналистов» (Committee to Protect Journalists), некоммерческая организация из Нью-Йорка, заметила, что подобная тактика часто применяется региональными властями, чтобы задушить любое диссидентство на корню. Я обратился за официальный комментарием в Microsoft по поводу данных действий и роли компании в этом инциденте, но не получил никакого ответа.
В то время как дискуссии на протяжении последних четырех месяцев фокусировались на Google и ее проблемах с цензурой в Китае, многие начали понимать, что это – цена за ведение бизнеса в другой стране. У Google и других компаний просто нет никакого выбора в пределах границ другой страны. Предприятие с иностранными владельцами должно подчиняться законам страны, в которой оно работает. Но это, однако, не совсем коррелирует с поступком Microsoft в Кыргызстане.
Начиная со зверского убийства Геннадия Павлюка, организованного ГСНБ 22 декабря прошлого года и заканчивая закрытием «Стан ТВ» полицией под покровительством Microsoft и под предлогом предполагаемого нарушения их авторских прав, это можно назвать или тупейшим примером корпоративной жадности, или корпоративной же глупости. Эта незаконная акция была предпринята во время систематических репрессий, насилия и убийств со стороны секретных служб Киргизии (возглавляемых братом президента Бакиева) против оппозиции Бакиева – и также это можно назвать грандиозным провалом PR-служб Microsoft (моего бывшего работодателя, кстати). Если от Microsoft поступит какой-нибудь официальный ответ, эта статья будет обновлена.