Каким был до сих пор год 2010-й. Мы видели ряд естественных и искусственных бедствий, библейских по своим масштабам. Мы начали год с землетрясения на Гаити (250 000 погибших). Затем у нас было землетрясение в Чили и до сих пор продолжающееся извержение вулкана в Исландии. А сегодня мы имеем дело с розливом нефти в Мексиканском заливе, который, как говорят эксперты, не будет перекрыт ещё, по крайней мере, три месяца. Общая сумма всего этого – катастрофа, масштаб которой потрясает наши чувства. Кроме текущего военного, политического и экономического хаоса, подавляющего Соединённые Штаты, мы оказываемся перед потенциалом для недобора сельхозпродуктов, который будет влиять на повседневную жизнь американцев. Например, недавние морозы во Флориде значительно сократили поставки свежих помидоров. Это приведёт к более высоким ценам на консервированные помидоры, соусы пасты и кетчуп в будущем. Фактически, первые четыре месяца 2010 года мы видели существенное увеличения цен на основные продукты питания. И эта тенденция продолжится по нескольким причинам.
Соединённые Штаты больше не нация семейных ферм. Точно так же как древняя римская республика, мы заменили мелкомасштабную семейную ферму на корпоративную мега-ферму. Одной из главных причин падения римской республики, была замена маленькой фермы, описываемой - "один гражданин, 15 акров, два мула и один раб", на большую ферму, где трудилось множество рабов. Римские граждане были вне борьбы за создание Римской империи. Это привело к тому, что их маленькие фермы были скуплены богатыми и превратились в плантации, обрабатывавшиеся рабами. Тот же самый процесс находится в стадии реализации в Соединённых Штатах, и имеет те же самые политические последствия, какие он имел в римской республике. Добавьте «Monsanto» с его генетически модифицированной пищей; программу «Terminator seeds» (технология Terminator создаёт семена, из которых вырастут стерильные растения, не дающие семян http://www.co-intelligence.org/y2k_terminator.html - примечание переводчикаperevodika.ru), и у Вас есть все компоненты будущего голода. Нам не нужно идти далеко по этой дороге, чтобы видеть все вредные последствия.
Синергизм - явление, когда общий результат превышает сумму частей. Синергизм - это когда два плюс два не равняется четырём; скорее, это равняется шести. Мы находимся в той точке современной американской истории, где производство продуктов питания достигло тупика. Я считаю, что есть два фактора, которые ухудшат ситуацию и приведут к нехватке продовольствия уже в этом году. Есть также такие дополнительные факторы, как увеличение стоимости дизельного топлива, увеличение стоимости удобрений и пестицидов, которые тоже играют роль. Однако, те два, о которых я хочу сказать, это в дополнение к ним, и, по моему мнению, они сокрушат современные коммерческие методы производства пищевых продуктов.
Я сделаю отступление и сначала расскажу, что я подразумеваю под коммерческими методами производства пищевых продуктов. Несмотря на сегодняшнее сумасшествие по поводу органической пищи, по моему мнению, просто невозможно произвести такое количество продовольствия, чтобы накормить более трёхсот миллионов американцев, не используя современных удобрений и пестицидов. Семья может, конечно, заниматься садоводством или фермерством с использованием органических методов. Семья может вырастить небольшое количество овощей и фруктов, используя органические технологии. Чего не может быть сделано, так это - не может быть выращено этим путём коммерческое количество фруктов и овощей. Вы просто не сможете поднять несколько сотен акров яблок, не используя пестициды, чтобы убить яблоневую плодожорку. Вы не можете выращивать сотни акров вишен, не распыляя отраву для плодовых мушек. Вы можете, конечно, вырастить дюжину яблонь или вишен без применения химии, но Вы не можете вырастить тысячи. Я говорю это как человек, занимавшийся коммерческим садоводством. В юности, лет сорок лет назад, я работал в коммерческих садах. Я обрезал деревья, распылял пестициды; вставал в полночь, чтобы зажечь обогреватели в саду, чтобы фрукты не помёрзли. Я прореживал сады, собирал фрукты, орошал акры плодовых деревьев, и, наконец, я возил корзины с фруктами на склад. «Хайкенботтом и сын» в Sunnyside, Вашингтон, если быть точным, в 1972 году. Так что, я знаю, о чём я говорю, относительно коммерческого производства фруктов.
Главная мысль, которую я хочу донести до людей, что сельскохозяйственная система в США в настоящее время требует инфраструктуры столь же обширной, как и любая промышленная или технологическая операция. Крупномасштабное сельское хозяйство требует гораздо больше, чем работа, выполняемая фермером или садоводом: оно требует усилий американской индустриальной технологии, чтобы вырастить зерно, чтобы накормить нацию. Какой-нибудь разрыв цепи, вроде простого нарушения поставок дизельного топлива весной, имело бы разрушительный эффект для годового производства сельхозпродуктов. Люди, возможно, не хотят слышать это, но я говорю правду, основанную на моём личном опыте.
Причинами того, что 2010 год должен стать критическим годом с точки зрения современного производства пищевых продуктов, являются две вещи. Во-первых, исландские вулканы могут вызвать повторение "года без лета", как это было в 1800-ых. Растения требуют солнечного света, чтобы расти. Продолжающееся извержение в Исландии выбрасывает в атмосферу огромное количество пепла. Шлейфы пепла уже дважды закрывали авиасообщение в Европе. Далее, эти шлейфы пепла выброшенного в атмосферу, разносятся ветром по всему земному шару. Результатом этого может быть (с некоторой вероятностью) сокращение количества солнечных лучей, проникающих через атмосферу. Если это случится, то мы будем иметь сокращение сезона вегетации в глобальном масштабе. Кроме того, сильные засухи в Австралии и в Китае окажут влияние на производство пищевых продуктов. Наконец, мы видим исторически низкие запасы зерна и также болезнь пшеницы U99 в Африке и на Ближнем Востоке. Одни только эти факторы будут значительно воздействовать на глобальное производство пищевых продуктов в 2010 году, а это приведёт, в лучшем случае, к повышению цен.
Если и этого будет недостаточно, чтобы привлечь Ваше внимание, то я добавлю ещё дальнейшее воздействие на фруктовое и растительное производство в США. Я не достаточно знаком с коммерческим производством овощей в США, чтобы оценить ситуацию правильно. Я знаю, что некоторые зерновые культуры опыляются ветром, как например, кукуруза, насколько я знаю. Я также думаю, что большинство овощных культур опыляется насекомыми. В чём я уверен, так это в том, что всё коммерческое садоводство требует опыления насекомыми, чтобы вырастить коммерческое количество фруктов. Под опылением насекомыми, я подразумеваю опыление пчёлами, обычными европейскими пчёлами-медоносами, физически принесёнными в сад опылять плодовые деревья. Пчёлы требуют определённых температур, чтобы выполнить свою работу. Исландские вулканы, возможно, уже повлияли на процесс опыления, понизив температуру настолько, что пчёлы опыляют менее эффективно, чем обычно. Процесс опыления в значительной степени уже закончен в Соединённых Штатах, и неясно, как повлияло на него снижение температуры воздуха. То, в чём я уверен, основываясь на сообщениях СМИ, что треть популяции пчёл в США вымерла, начиная с последней осени, так это в том, что есть проблема с опылением фруктовых деревьев в этом году.
Одна треть - невероятное число, и это будет иметь/имеет значительное влияние на коммерческое производство фруктов. Я хочу подчеркнуть, что коммерческое производство фруктов требует, чтобы пчёлы опылили цветы, которые станут фруктами. Нет опыления – нет фруктов; сокращённое опыление означает уменьшение количества фруктов. Будет ли сокращение количества пчёл на одну треть означать линейное снижение количества фруктов на одну треть, пока не ясно. Это зависит от большого количества факторов, помимо пчёл. Я абсолютно уверен, что будет существенное снижение общего объёма выращенных фруктов в Соединённых Штатах просто потому, что плодовые деревья, вне зависимости от процента опылённости, будут менее производительным, так как они не были опылены в полной мере. Это означает, в лучшем случае, более высокие цены на фрукты; в худшем случае, снижение поставок доступных фруктов. Качество фруктов должно быть выше, т.к. фруктов на дереве должно быть меньше, а размер их должен быть больше нормального. По крайней мере, если исландские вулканы не сократят количество солнечного света, достигающего деревьев. Как я уже говорил, некоторые вещи я вижу ясно, некоторые я подозреваю, а некоторые - просто не знаю.
Я предложил бы читателям Q-файлов (SteveQuayle.com – примечание переводчика perevodika.ru) иметь в виду то, что я только что написал. По крайней мере, Вы не будете удивлены тем, что свежие или консервированные фрукты стали дороже, чем в прошлом году. Сельское хозяйство - одна из немногих областей, где спрос и предложение имеет тенденцию воздействовать на цены более быстро, чем в других областях нашей экономики. Учитывая тот факт, что цены на продукты повышались с января в быстром темпе, я ожидаю, что этот процесс продолжится.
Сверх всех тех проблем, которые встают перед Америкой, я убеждён, что главной проблемой и в 2010-м и далее, станет проблема продовольственных запасов. По моему мнению, дни дешёвой еды в Америке закончились. Я не предсказываю голод, хотя один плохой сельскохозяйственный сезон поставил бы нас прямо на его край. Я предсказываю существенные повышения цен на различные продовольственные продукты в супермаркетах. Мне ясно, что вымирание пчёл будет иметь серьёзное влияние на производство фруктов в Соединённых Штатах. В комбинации с болезнью, убивающей летучих мышей, мы можем предположить, что насекомых появится больше, чем когда-либо прежде. Никто не знает, что убивает пчёл и летучих мышей; однако, последствия этого будут заметны достаточно скоро.