Президентский закон, который «декриминализирует» или облегчает ответственность за некоторые экономические преступления, едва успел вступить в силу, а из тюрьмы уже освобождены два банкира, замешанные в отмывании денег в особо крупных размерах.
Один из них - бывший крупнейший акционер банка «ВЕФК» Александр Гительсон, обвиняемый по делу о присвоении около 900 млн рублей, был освобожден из следственного изолятора 13 апреля, а днем раньше «Матросскую тишину» покинул другой владелец «прачечной» - Борис Сокальский, которого правоохранительные органы называли «рекордсменом» по незаконному обналичиванию денег. По версии следствия, банкир причастен к обналичиванию 71 млрд рублей.
Как сообщила «Интерфаксу» адвокат банкира Гительсона Оксана Михалкина, 16 апреля Басманный суд Москвы рассмотрит ходатайство следователя об избрании ее подзащитному меры пресечения в виде залога. Правда, следователь в своем ходатайстве не указал сумму залога, которая остается на усмотрение суда.
Однако, еще до вступления в действие президентского закона, в конце декабря 2009 года, был освобожден под залог в 15 млн рублей бывший заместитель председателя правления «ВЭФКа» Иван Бибинов, а в марте этого года Басманный райсуд отпустил на свободу экс-председателя банка Виталия Рябова, назначив ему залог в 3 млн рублей.
В августе 2007 года и феврале 2008 года эти банкиры выдали кредиты «подставным» фирмам «Радиус» и «Вектор» на сумму боле 890 млн рублей. По условиям договора, фирмы должны были вернуть деньги в декабре 2008 года и январе 2009 года, но свои обязательства перед банком «ВЕФК» не выполнили. И не мудрено, как полагает следствие, обе компании были связаны с банкирами Гительсоном, Рябовым и Бибиновым, которые таким образом просто вывели за рубеж выданные этим фирмам деньги. Причем, по версии следствия, подобным образом была отмыта и переведена за рубеж гораздо большая сумма — свыше 30 млрд рублей.
Дело другого банкира – Бориса Сокальского, заслуживает учебника по криминалистике. Бывший банкир обвинялся следователями в организации одной из крупнейших в истории России схем по обналичиванию денег. Причем, он был задержан в январе 2009 года после двух с половиной лет розыска. По данным следствия, владелец банка «Новая экономическая позиция» Борис Сокальский, его заместитель Сергей Турбин и предправления акционерного коммерческого банка «Родник» Андрей Перминов организовали перечисление по подложным документам со счетов различных фиктивных организаций на счет некоммерческой организации «Фонд стратегического планирования» в банке «Родник» не менее 71 млрд руб. Причем, изначально следствие говорило о 200 млрд рублей отмытых денег, но остальные суммы так и не были доказаны.
Все организации «прачечной» были полулегальными: фонд был зарегистрирован по утерянному паспорту, а «Родник» купили через подставных лиц. Незаконно перечисленные на счет банка деньги потом были обналичены, для чего, по данным следствия, банкирами было изготовлено 99 поддельных чеков. Сергей Турбин тоже успел скрыться, был объявлен в федеральный розыск, заочно ему было предъявлено обвинение по тем же статьям УК, что и Сокальскому. Позже его также задержали, но, по сообщениям в печати, дело в отношении него прекращено.
И вот, 12 апреля Мосгорсуд, рассмотрев кассационные жалобы сторон по делу бывшего председателя правления коммерческого банка «Новая экономическая позиция» Бориса Сокальского, снял с него обвинения по статье 172 Уголовного кодекса в «незаконной банковской деятельности», в результате срок наказания банкиру был сокращен с 7 до 3 лет, которые, как оказалось, банкир Сокальский уже отбыл в СИЗО.
Вот такие детективные истории спровоцировало президентсткое новшество. Принятый закон 9 апреля был опубликован в правительственной «Российской газете» и с этого же дня вступил в силу – результаты уже налицо. По мнению специалистов, подобная «амнистия» по новой версии уголовного законодательства может коснуться не только Сокальского и Гительсона, но и некоторых экономических «диссидентов». Например, по сообщениям в печати, в мае в Россию уже собирается вернуться бизнесмен Михаил Гуцериев, основатель и бывший владелец «Русснефти», покинувший страну в августе 2007 года в связи с возбуждением против него уголовного дела по статье о незаконном предпринимательстве. По некоторым источникам, Гуцериев уже объявил о своем желании возродить «Русснефть» и построить в Сочи олимпийский гостиничный комплекс. Так глядишь, дело дойдет и до Березовского, и Чичваркина…
Но «свято место пусто не бывает» - на смену им в Лондон могут податься новые беглецы, выпущенные под залог до суда. Ведь именно освобождение под залог зачастую становится причиной бегства экономических преступников в зарубежные страны, которые потом отказываются выдавать их российскому правосудию, или их там просто «не могут найти». Примеров тому много, достаточно вспомнить прошлогоднюю историю, когда владелец разорившейся сети магазинов «Арбат Престиж» Владимир Некрасов и международный преступник Сергей Шнайдер, он же - Семен Могилевич, которые обвинялись в уклонении от уплаты налогов, были освобождены из-под стражи, и их до сих пор разыскивает Интерпол.
По данным Судебного департамента при Верховном суде, за девять месяцев прошлого года - с января по сентябрь - под залог были отпущены шестьсот отечественных предпринимателей. Они внесли в государственную кассу более 130 млн рублей. Из них 37 человек потом скрылись, правда, оставив в казне почти 5,2 млн рублей. Что ж, как говорится: «с паршивой овцы хоть шерсти клок».