Борьба с алкоголизмом чиновников и депутатов продолжается на всех фронтах. В среду, 31 марта стало известно, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка намерена ввести минимальную цену на все напитки крепостью больше 28 градусов, об этом говорится в проекте нового приказа Росалкоголя. Тем временем, на днях в Госдуму внесен законопроект, предлагающий наконец отнести к алкогольной продукции и пиво. Так что выпивку скоро станет достать непросто и дорого.
Исходя из документа Росалкоголя, за основу эталонной цены спиртного напитка от 28% и крепче берется минимальная цена водки в размере 89 рублей, потом эта сумма делится на 40 градусов, а затем умножается на реальную градусность напитка. При этом минимальная стоимость напитка крепостью 28 градусов составит 65 рублей. А самая высокая минимальная розничная цена — 213 рублей, будет установлена для питьевого спирта крепостью 95 градусов, который продается в розницу на Крайнем Севере, приводит цитаты из документа портал РБК.
Причиной этих мер называются уловки, к которым прибегают производители контрафакта. Дескать, введение минимальной цены с 1 января только на водку было промахом Росалкоголя, после этого в магазинах тут же появились настойки по 50—55 рублей за поллитра. Причем, Росалкоголь заявил, что эта его инициатива далеко не последняя, ведомство рассматривает возможность вслед за установкой минимальных розничных цен ввести также минимальные цены для оптовиков. Однако спиртным напиткам ниже 28 градусов, таким как пиво, подобная участь пока не грозит, но и у его любителей тоже будут проблемы.
В Госдуме рассматривается новый законопроект, который приравняет пиво к водке. Автор законопроекта - депутат партии «Единая Россия» Виктор Звагельскийпоясняет его необходимость в первую очередь заботой о молодом поколении россиян, декалитрами поглощающих пенный напиток.
- Согласно статистике в России пьют 11,5 тыс. детей. А 161 ребенку в возрасте от 10 до 14 лет поставлен диагноз «алкоголизм». Под угрозой физической и моральной деградации оказалось молодое поколение страны, а значит и в целом будущее России, — считает Звагельский. - Рост потребления пива сопровождается увеличением контингента пьющих в основном за счет детей, подростков и женщин детородного возраста», - добавляет «едрос».
Здесь стоит пояснить, что принятие поправок приравняет пиво к алкогольной продукции, а значит - его будет запрещено продавать в главных точках сбыта – ларьках и палатках. Будет полностью исключена реклама пенного напитка на телевидении, радио, в газетах, на улицах и так далее. К тому же, пиво сразу подпадет под действие поправок Росалкоголя, запрещающих продавать спиртное в розничной сети с 21 часа до 11 утра. Введение таких ограничений сейчас обсуждается в правительстве России.
При этом, «едросы» видят свою инициативу как ответ на призыв президента Дмитрия Медведева к борьбе с всеобщим пьянством и искренне верят, что принятие новых поправок поможет снизить число «заражающихся» через пиво алкоголизмом россиян. А участники рынка, напротив, считают, что к снижению потребления пива и алкоголизма такие инициативы не приведут, хотя в них нет ничего необычного.
- Приравнивание пива к алкогольной продукции соответствует всем мировым практикам, это есть в Европе, в США и только мы тут почему-то стоим особняком, - сказал в беседе с «СП» исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Михаил Блинов. – Привилегии пиву в свое время пролоббировали ребята из пивных компаний, а сейчас все возвращается на круги своя, никакой сенсации здесь нет. К подорожанию пива, которое могло бы снизить число потенциальных покупателей, принятие поправок в закон о регулировании алкогольной продукции также не приведет. Акцизы на пиво регулируются не законом об обороте алкогольной продукции, а налоговым кодексом, - поясняет эксперт.
- Акцизы на пиво с 2010 года были уже повышены в 3 раза, с 1,5 до 4,5 рублей на литр напитка, соответственно цены на дешевое пиво уже выросли в среднем с 18 до 26 рублей, при этом «левая» водка стоит 90 рублей, а дешевая акцизная – 100 рублей. Разница, как мы видим, большая, - рассказал «СП» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. - Принимать такие поправки и сделать пиво алкогольной продукцией необходимо – его потребление в России достигло колоссальных вершин. В 2007 году мы потребляли 80 литров на человека в год, это очень много даже по европейским меркам, где во многих странах пиво – национальный напиток и его пьют все», - поясняет эксперт.
При этом Дробиз уточняет, что «никто не предлагает приравнять пиво к регулированию его по водочному законодательству, а хотят сделать пиво благородным напитком, то есть регулировать его по винному законодательству, как слабоалкогольный напиток». Также он считает, что приравнивание пива к алкогольной продукции не снизит числа его «почитателей».
- Если закон будет принят, то пиво просто «переедет» из ларьков в магазины. В соседней Белоруссии пиво уже давно продается только в магазинах, но при этом потребление пива в стране не снизилось, а снизились только логистические затраты поставщиков напитка, которым теперь не надо развозить его по всем пивным ларькам, - утверждает Дробиз.
Кстати
Производство пива в России в январе 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уже снизилось на 44%, а в феврале на 20%, сообщил Вадима Дробиз. По его прогнозам, по итогам полугодия снижение будет на уровне 13%. Зато продажи пенного напитка в январе и феврале выросли на 2,5%. Поэтому не стоит обольщаться - спад производства пенного напитка просто связан с его перепроизводством в 2009 году, считает эксперт.
А вот эксперты маркетингового центра Numbers уже подсчитали, что если пиво попадет под действие закона о рекламе как алкогольный напиток, то его продажи могут за год снизятся на 15—20%, а запрет на ночную торговлю принесет пивоварам убытки до 30%.