Во вторник, 6 марта президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон об освобождении от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) 50 тысяч рублей, которые граждане получают от государства за сданные в утиль старые авто, сообщает пресс-служба Кремля. Без этой поправки автовладелец должен был бы «отстегнуть» в бюджет ставку НДФЛ в 13% - 6,5 тысячи рублей. Однако, как выяснилось, на деле за сданную машину вам заплатят все же меньше положенного, к тому же, своей очереди на получение желанного сертификата вы будете ждать долго.
Напомним, что правительственный эксперимент по утилизации старых автомобилей начал действовать в Женский день 8 марта на территории 49 российских регионов и продлится до 1 ноября 2010 года. В рамках этой программы каждый россиянин, сдав в утиль машину старше 10 лет, сможет получить сертификат на скидку при приобретении новой машины российской сборки.
Все начиналось просто прекрасно, программа стартовала резко - за первую неделю было выдано более 7 тысяч сертификатов. Минпромторг даже разместил на своем сайте электронное табло в режиме «он-лайн», которое тут же отражало каждый выданный сертификат. Но сейчас этот счетчик, почему-то, исчез с сайта, а последние данные на конец марта говорят всего лишь о 20 тысячах выданных сертификатов. А про то, сколько реально новых автомашин получили россияне вообще ничего толком неизвестно.
Однако, судя по комментариям «благодарных» россиян в блоге директора департамента автопрома Минпромторга Алексея Рахманова, программа утилизации автохлама сильно буксует в российских регионах. Стоит пояснить, что в марте Алексей Рахманов, видимо, вдохновленный первыми цифрами «с полей», весьма опрометчиво опубликовал в своем блоге объявление с предложением сообщать обо всех проблемах, возникающих у граждан при попытках воспользоваться государственной программой утилизации старых машин. Как оказалось, проблем куда больше, чем можно было предположить.
И самая первая возникла с нашей родной милицией. В первую же неделю работы программы утилизации и страждущих граждан появились проблемы с ГАИ, поскольку процедура снятия машин с учета и передачи утилизаторам не была отработана заранее. В рамках программы ГАИ позволила снимать машины с учета в любых отделениях в пределах региона, но так как у нашей доблестной транспортной милиции нет единой информационной системы между отделениями, владельцам и дилерам приходилось очень долго ждать результатов проверки автомобиля. К примеру, московские автодилеры вообще отказывались снимать с учета авто, зарегистрированные в Подмосковье, не говоря уже о машинах, «учтенных» за пределами области. Потому что у них просто не хватало сотрудников, чтобы посылать «свои ходом» в областные ГАИ в каждом конкретном случае. Кроме того, возникли трудности и с документами: одни инспекторы ГАИ не хотели ставить печати на свидетельства, так как «такого документа нет в документообороте», другие требовали от дилера предъявить «генеральную доверенность» от владельца машины вместо рукописной.
В результате выдача сертификатов затормозилась (Поэтому пропало табло с сайта Минпромтора?), чиновники пообещали уладить эти вопросы, но, как видно из сообщений автовладельцев в блоге Рахманова, программа все еще буксует. В итоге, большинство жалоб, особенно из регионов, поступает на огромные очереди. Кроме того, автовладельцы регионов жалуются на отсутствие пунктов утилизации и нехватку у дилеров автомобилей в нужной им комплектации.
К тому же, в дело вмешалась привычная российская «предприимчивость». Некоторые граждане сообщают о попытках спекуляции на длинных очередях: «Проживаю в Димитровграде. Единственным официальным дилером у нас в Ульяновской области является «Симбирск-Лада». Я записалась по телефону 10 марта и уже была 910-й в очереди. Продвижений пока никаких нет. И даже не намечается! Дошло до того, что уже начали продавать место в очереди». А в Ставрополе дилер «АвтоВАЗа» вообще отказывался принимать документы по программе утилизации, мотивируя это отсутствием места на открытой накопительной площадке.
Другая беда – пропали обещанные «АвтоВАзом» жигулевские «пятерки», которые предприятие грозилось предоставлять всем желающим в обмен на автохлам.
- Директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков обещал, что можно будет приобрести автомобили Lada-2105 и Lada Kalina, произведенные в конце 2009 - начале 2010 года, с учетом сертификатов всего за 99 тысяч и 199 тысяч рублей соответственно. Честно говоря, именно этим и привлекла программа. Но, как выяснилось, таких автомобилей вовсе нет, и даже Lada-21054 мне не достанется, придется брать Lada-21074. Так заявили мне в салоне, мотивируя это тем, что Lada-21054 все кончились и их больше не будет. Но цена Lada-21074 по программе утилизации составляет от 173808 до 176307 рублей, против 149000 за Lada-21054. Разница в 25000 рублей для меня очень значительная. И если на Lada-21054 можно собрать деньги, то на Lada-21074 это уже практически не возможно. Залазить в кредиты при нашем нынешнем экономическом положении - это равнозначно самоубийству. Работаем с женой, дочь студентка - и наш суммарный доход составляет 15000-16000 рублей в месяц. У меня вопрос, если программа рассчитана на поддержку автопроизводителей и чтобы помочь людям, то почему при появившемся повышенном спросе на Lada-21054 их не начинают производить больше, а навязывают Lada-21074 и другие модели? - спрашивает в блоге у Рахманова автовладелец Андрей Григорьевский.
Ни на один из комментариев в своем блоге Алексей Рахманов пока не ответил, но зато пообещал: «Даже если не успею ответить, все ваши замечания наши сотрудники проанализируют, и выявленные проблемы будем оперативно решать».
Зато глава «АвтоВАЗа» Игорь Комаров уже успел заявить, что программа по утилизации подержанных автомобилей позволила заводу существенно увеличить уровень производства и денежный поток. «Впервые за полтора года мы вышли на превышение объема продаж в каждом месяце по сравнению с аналогичными месяцами предыдущего года. Такого не было со второй половины 2008 года», — цитирует слова Комарова агентство «Росбалт». И еще, по ощущениям главы «АвтоВАЗа», высока вероятность того, что все лимиты по продаже автомобилей в рамках программы по утилизации автохлама в 200 тысяч машин будут выбраны в течение ближайших трех-четырех месяцев. Поэтому премьер-министру Владимиру Путину нужно срочно продлить программу, то есть – подкинуть еще бюджетных денег.
Досье «СП»
Сегодня в России зарегистрировано 14 млн владельцев автомашин, «возраст» которых превышает 10 лет. В рамках эксперимента, на который правительство выделило в общей сложности около 11 млрд. рублей, предполагается реализовать 200 тысяч автомобилей. В списки участников попали 1570 дилеров и 153 утилизатора, сообщает Минпромторг.
Кстати, о продлении действия программы утилизации «СП» рассказал автовладелец из Магнитогорска Павел Владимиров:
«Программа обязательно будет продлена – так мне сказали в салоне. Потому что сейчас у нас записывают в очередь уже на середину ноября. Даже когда я записывался в очередь – через две недели после начала программы – меня поставили уже на начало ноября. Но 50 тысяч я не жду: люди говорят, с нас будут брать еще 14 тысяч за комиссию их этих денег. Так что хотя бы 35 тысяч получить, и то ладно. К тому же, как мне сказали в салоне, вазовской «пятерки» в природе уже не существует, а обещанные «Лады-Калины» стоят вовсе не 199, а 270 тысяч, и за КАСКО придется еще доплатить, так что получится где-то 310 тысяч, мне сказали. Поэтому сейчас я уже думаю, может отдать ее за 35 тысяч на «толкучке», и не мучиться до ноября, а за три сотни взять себе иномарку подержанную…»
Чтобы быть предельно объективными, «СП» обратилась за разъяснениями в автосалон «Инкомсервис-Магнитогорск», который является официальным дилером «АвтоВАЗа», куда обращался и наш «потерпевший».
- Очередь движется, но очень медленно, потому что «АвтоВАЗ» не снабжает нас тем количеством автомобилей, которое хотелось бы покупателям, пояснилстарший менеджер «Инкомсервис-Магнитогорск» Сергей Панкратов. – Ни «пятерок», ни «семерок» вообще нет, а 21 марта пришло письмо с «АвтоВАЗа» с требованием прекратить запись на «классику». И «Калин» тоже нет. Сейчас в очереди записано 1300 человек, из которых 900 человек хотят «классику». Потому что президент объявил по телевидению, что можно будет купить автомобиль за 99 или 175 тысяч, и все пенсионеры идут именно за этим, скоро будет просто скандал.
Вы будете смеяться, но за это время наш автосалон получил с завода один единственный автовоз к 8 марта, на нем стоял 1 автомобиль 74-й модели и 8 «Приор», и больше пока ничего не было. Не каждый пенсионер может оплатить «Приору» за 300 тысяч – ему просто денег не хватит. Поэтому мне вообще непонятно, зачем было проводить такую большую рекламную акцию на всю страну. Хотя, насколько мне известно, на автозаводе площадки забиты машинами, в том числе и «классикой», - удивляется специалист.
Добиться ответа на «АвтоВАЗе» не получилось, зато удалось дозвониться в тольяттинское аналитическое агентство «Автостат», его замдиректора Сергею Удалову, и вот что он рассказал.
- Здесь нужно понимать, что стоит на площадках, и что есть в реальности. Сейчас на заводе «классику» производят только на одной нитке конвейера, вместе с «Самарой». Другая нитка была демонтирована, чтобы настроить ее под выпуск новых моделей. Потому что до запуска программы «классика» не пользовалась спросом, ее продажи шли хуже всего, - пояснил Сергей Удалов. – И теперь, когда заказов стало много, для того, чтобы перенастроиться, заводу потребуется время. К тому же делать «классику» для завода экономически не выгодно – у нее рентабельность отрицательная. То есть, чем больше завод продает «классики», тем больше у него убытков. Но если увеличивать общий объем выпуска автомобилей, то и «классика» тоже станет рентабельной. Поэтому на апрель уже запланировано увеличение количества рабочих смен и, соответственно, выпуска машин. Как раз сегодня к нам в 14.15 поступило официальное сообщение «АвтоВАЗа» об этом, в котором, в частности, говорится, что в апреле возрастет производство автомобилей «ВАЗ» 2105 и 2107, а общее число произведенных машин вырастет на 6% - с 40327 до 42702 автомобилей. Так что дилерам стоит ожидать поступления машин для удовлетворения спроса покупателей.
Фото auto.vesti.ru